Прославление новомучеников российских и возрождение РоссииСтраница 6
По церковному учению, незыблемая основа, жизненосная сила Церкви - подвиги святых, и в первую очередь мучеников. Церковь земная, находясь в нерасторжимом единении с Церковью небесной – торжествующей, представляет несокрушимую крепость. Поэтому Церковь всегда прославляла мучеников с особенным усердием. В раннехристианские времена, когда становилось известно о погибших от гонений мучениках, верующий народ сразу же начинал молиться новым святым, как новым заступникам, не дожидаясь формальных актов канонизации.
Святость мучеников очевидна: если отдал жизнь за Христа и Его Церковь,- то это ясный и достаточный признак,что этот человек угоден Богу, и, следовательно, является ходатаем за людей пред Богом.
И естественно, непочитание мучеников, забвение их страданий есть тяжкий грех. Этот грех отделяет верующих от Церкви торжествующей, свидетельствует о неверии в их подвиг; является отказом от благодатной помощи Божией. Всякий подвиг святости есть подвиг любви. Сила любви праведника за гробом не только сохраняется, но и возрастает. Молитвенное приятие этой любви святых, являющейся даром Божиим, есть не только свободная возможность , но несомненный д о л г и о б я з а н н о с т ь всех православных христиан. “Свят еси, Боже наш и во Святых почиваеши, и Тебе Славу воссылаем” , возглашает Церковь, и реально подтверждает это почитанием и прославлением все новых и новых святых, являемых в каждом новом поколении. Обилие святости – признак особой Благодати Божией, о которой земная Церковь свидетельствует с благоговейной благодарностью в канонизациях святых. Благодатное обилие святости Бог дарует в установленные им времена ради Своей Славы, но и из милосердия к человечеству, посылая новых заступников и ходатаев иногда в великом множестве. Поэтому непочитание святых в некоторых обществах, считающих себя христианскими, свидетельствует о крайнем оскудении христианского сознания, выражая протест человеческой гордости против Бога. Но все ереси и расколы, прежде,чем стать явными, появляются в скрытом виде у некоторых членов Церкви. Т.о. непочитание святых, особенно изобильно посланных нашей Церкви в последнее время, может привести к гибельным последствиям.
Ныне святые новомученики и исповедники Российские почитаются не только в Православии, но и во всем христианском мире они вызывают почтительное увжение за свое твердое и непоколебимое сопротивление злу и насилию.
Страшное противостояние и смертельная борьба в течение ряда десятилетий оставались почти невидимы для внешних, но стойкость русской Церкви была безусловно спасительной не только для России, но и для всего мира.
Полная история гонений и исповедничества Церкви в советский период еще не написана, хотя появилась уже целая литература по этим вопросам. Еще предстоит опубликовать огромное количество документов. Повидимому, агиология ХХ века вместе с историей гонений ХХ века и весь комплекс связанных с этим проблем имеет тенденцию выделиться в отдельную историческую дисциплину. Однако следует иметь в виду, что массовый исповеднический подвиг духовенства и верующих русской Церкви имеет своим началом не революцию 1917 года, и не Россию, а начало столетия и Австро-Венгрию, под власть которой по историческим причинам попала значительная часть западно-русского народа. Мы ни в коем случае не должны замыкаться на изучении только лишь великороссийских материалов. Сложившаяся с начала 90-х годов ситуация способствует забвению тесных родственных связей великороссов с белоруссами, карпатороссами, малороссами-украинцами, исторически являющихся единым русским народом с единой Русской Церковью. Забвение нашего племенного родства есть следствие бездуховного самодовольства, эгоистического замыкания в себе. К сожалению, это началось давно. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), в начале 900-годов были чиновники, которые не имели понятия о Холмской Руси – древнейшей русской земли, ныне находящейся в составе Польши (Митрополит Евлогий (Георгиевский), Путь моей жизни, М.,1994, с,152). О судьбах Холмщины в наше время почти никто не знает и не помнит. Между тем, и на Холмщине, и в других западных регионах множество верующих пострадало, кроме большевиков, еще и от польских и немецких властей.
Приведем один пример из жизни Закарпатья. .Известным подвижником, подвиг которого начался еще до войны 1914 года дерзновенной проповедью Православия, был иеромонах о.Алексей Кабалюк, перешедший из унии в православие и обративший многие тысячи людей в Австро-Венгрии и в Америке. Обвиненный властями, о.Алексей добровольно вернулся на родину из Америки и был посажен австрийскими властями в тюрьму за верность Православию. С ним пострадали еще 94 других верующих. Из них особенно известны жители села Иза, где была женская православная община, возглавляемая Иулианией Прокоп,- замечательной исповедницей, претерпевшей как пытки и издевательства,так и коварные уговоры униатского священника. Так же истязали и других исповедниц. Последующая жизнь о.Алексея, Иулиании Прокоп и сестер общины в 20-е годы и позднее является непрерывным подвигом исповедания веры и борьбы за воссоединение с Русской Церковью, которая завершилась успехом в 1946 году (Использованы материалы К.Фролова).
Другое по теме
Крест Т-образный "антониевский"
В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось
орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т"
в европейских языках. "Греческая буква ...