Прославление новомучеников российских и возрождение России
Страница 7

Первые концентрационные лагери, куда помещали русских людей за их национальность и веру были созданы не большевиками, а австро-германцами в начале войны 1914 года в Терезине и Талергофе с целью уничтожения прорусской и, следовательно, православной оппозиции в западно-русских землях, принадлежавших в то время Австро-Венгрии. В эти страшные места людей помещали под предлогом обвинений в национальном и политическом сочувствии к военному противнику центральных держав,т.е. Австро-Венгрии и Германии, - России, но суть заключалась именно в конфессиональной принадлежности обвиняемых к Православию, поскольку в те времена в Галиции и в Закарпатье быть русским означало быть православным, а центром русского и вообще славянского Православия была Россия. События ,последовавшие за октябрьским переворотом 1917 года, затмили в национальной памяти страдания талергофских мучеников. Когда реки крови залили шестую часть планеты, с которой исчезло самое название “Россия”, исповедание веры в Бога стало преступлнием и сотни (а может быть тысячи) концентрационных лагерей густой сетью покрыли всю русскую землю “от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей” и от Карелии до Тихого океана, и по границе позорного Брестского мира опустился “железный занавес”, отрезавший древние русские земли от остальной части России,- тогда невозможно стало и мыслить об увековечении памяти тех мучеников двух австрийских лагерей, которые первыми вошли в горнило огненных испытаний 20 века и при том остались за далеким рубежом. Небольшая группа оставшихся в живых жертв австрийских репрессий пыталась сохранить память об этом национально-религиозном геноциде русского народа. Во Львове в 1928 г. вышла книга В.Р.Ваврика “Терезин и Телергоф”. В 20е годы там же издавался “Телергофский альманах” и некоторые другие издания, в которых крайне небольшими тиражами публиковались сведения о преступлениях австрийских властей против русского народа и Православной Церкви, но они оставались почти никому неизвестными. Теперь, когда Волей Божией Россия начала понемногу возрождаться, когда собираются и публикуются сведения о всех пострадавших за Христа и за Церковь, когда издается множество литературы о пережитом времени и Церковь прославляет тысячи новых российских мучеников, мы обязаны вспомнить о невинных страдальцах времен Первой мировой войны. Также мы не можем забыть и тех 4-5 тысячах полковых священников, которые пали на полях сражений Первой мировой. Как хорошо известно, войну начала не Россия, и священники исполняли свой долг, благословляя воинов, умиравших за Отечество и братскую Сербию.

В Талергофе условия были ужасающими и нисколько не уступали позднейшим советским или фашистским концлагерям, а в чем-то талергофские палачи были еще более изобретательны. Известны многочисленные случаи , когда людей заживо загрызали вши. Не будем описывать другие страшные пытки , которым подвергали там людей. Смертность была ужасающей: за три года там погибло несколько десятков тысяч людей; специалисты считают от 30 до 60 тысяч жертв. Там томились и умирали, в основном, не военнопленные, а жители Прикарпатья, Волыни, Подолья, Галиции. Власти арестовывали русинов целыми селеньями, в том числе всех священников, которых заподазривали в русофильстве. Доносчиками часто выступали священники – сторонники “самостийности”. Из огромного числа погибших священнослужителей к наиболее известным относится о. Максим Сандович, причисленный к лику святых русской зарубежной Церковью.

Поразительна и достойна всякого уважения и преклонения преданность Православию и своему русскому происхождению галицийских патриотов того времени. “За Русь на виселицы, на расстрелы, на издевательства и муки в Терезине, Талергофе, Вене и других вязницах и концлагерях Австро-Венгрии шли тысячи за тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую Церковь, за русскую икону, за русское слово,за русскую песню,за русскую душу,за русское сердце,за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть”.(Василий Ваврик, Кровавый террор, из кн. “Терезин и Талергоф”, Львов, 1928).

Подлинное возрождение и спасение России будет возможным только тогда, когда основная часть нашего народа услышит голос Матери-Церкви и ощутит, что вне тысячелетней православной традиции с учением Церкви о покаянии и спасительном действии святых таинств настоящее и прочное устроение жизни в нашем Отечестве невозможно так же, как невозможно сменить колеса на ходу движущегося поезда. Призывы из вовсе не прекрасного далека изменить исторический менталитет русского народа являются ни чем иным как попыткой уговорить нас перестать быть самими собой, т.е. иначе говоря, вовсе и окончательно перестать быть. Этот вопрос - быть или не быть – не является риторическим, он сегодня на самом деле стоит пред русским народом. История знает множество примеров ухода с исторической арены великих народов, оставшихся для последующих эпох только в мертвых памятниках своей цивилизации. Следует вдуматься в причины их исчезновения. Понятен гнев Божий против народов, оскорблявших Бога выдающимся и очевидным нечестием: так, погибли все цивилизации, построенные на человеческих жертвоприношениях. Хананеи были уничтожены иудеями, карфагеняне – римлянами. Несколько малочисленных испанских отрядов уничтожили громадные и богатейшие американские государства инков и майя, религия которых также требовала человеческих жертв. Но история знает и более сложные случаи. Христианство распространилось в первую очередь в рамках греко-римского мира. Греческая нация поныне преемственно продолжает свое бытие, несмотря на тяжелейшие исторические испытания, особенно в период турецкого завоевания; но где римляне, построившие величайшую империю, разработавшие совершенную правовую систему, поставившие на недостигаемую высоту военное дело, создавшие великую культуру? Великий христианский мыслитель блаженный Августин, живший в эпоху падения римского величия, писал о римлянах: “нет им причины жаловаться на правду истинного Бога: воспряша мзду свою” (бл.Августин, О граде Божием, кн.5 гл.15). Ища земной славы, они получили желаемое в этом преходящем и греховном мире. В наше время стремительное падение и развал русского мира, катастрофическое сокращение народонаселения России есть прямое следствие народной измены вечному ради временного и эти процессы могут быть остановлены только возвращением в естественное историческое русло жизни русского народа, веками пронизанное православной духовностью. Основой этого возвращения может стать только новый подъем веры, распространение почитания новых святых и знаний об их жизни и подвигах. Многие из них жили жизнью, достаточно близкой к требованиям сегодняшнего дня и вместе с тем они обычно были глубоко укоренены в церковных и бытовых традициях русского народа. Самое главное для нас и последующих поколений нашего народа в их примере – исключительная любовь к Богу. Вихрь богоборчества неожиданно показал нам близость святости. Люди, которые часто казались всем обыкновенными и ни в чем, как будто, особенно не отличались от прочих, в период испытаний вдруг проявили необычайную стойкость, настолько, что признаны святыми . Вглядываясь теперь в их выбор в поступках, устроение жизни, исключительные, как правило, душевные свойства самоотверженности, честности, чистоты, непоколебимого мужества, дары любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, (Гал.5, 22-23),- мы признаем, что только такие личности могут и должны стать примером для последующих поколений. Свидетельства об их подвигах должны войти во все школьные учебники и программы, касающиеся истории Отечества. Должно надеяться, что в память сонмов новых святых будут воздвигнуты тысячи храмов по лицу всей нашей земли. Сразу же после прославления множеству из них стали составляться службы и иконы. В огромном числе приходов появились свои святые, которые уже признаны всей Церковью. Их почитание способствует обновлению духовной жизни приходов. Нет никакого сомнения, что прославление столь большого числа святых окажет влияние на все разнообразие российской культурной жизни. Уже сейчас тематика новых мучеников находит отражение в творчестве современных русских художников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Вторая фаза колливадских споров: Вопрос о частом причащении
С новой силой, хотя и без прежней остроты, они вспыхнули в начале девятнадцатого века, и главной их причиной стал вопрос о частом причащении Таин Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это врем ...