Прославление новомучеников российских и возрождение России
Страница 8

В этой связи одним из важнейших актов является соборная канонизация царственных страстотерпцев. Этот акт ясно показал, что Церковь полностью отвергает тот ложный образ Императора Николая 2-го и Императрицы Александры Феодоровны, который усиленно и небезуспешно навязывался русскому сознанию еще при жизни Государя. Акт канонизации Царской семьи, принятый после длительного и всестороннего церковного обсуждения свидетельствует о такой вере, стойкости и мужестве всех членов семьи Государя, какие не возникают внезапно. Эти великие добродетели должны были быть подготовлены всей жизнью царственных исповедников, которая должна быть заново пересмотрена с точки зрения их мученической кончины. В их святости наш народ приобрел драгоценное сокровище. Государь Николай 2-й стал тем, чем он хотел стать - искупительной жертвой за свой народ, и именно поэтому его имя вместе со всей его семьей будет почитаться в православном народе и способствовать возрождению многих душ.

Воссоздание церковной жизни встречает огромное количество препятствий и искушений.Из них три представляются нам основными по влиянию на дальнейшую жизнь Церкви.

Первое – это искушение материальными благами. Необходимость добывать значительные средства для восстановления храмов и обителей; желание оснастить храм (или монастырь) всеми современными техническими средствами; обязательность образовательной, просветительной, разнообразной социальной и хозяйственной деятельности, на что вновь и вновь требуются все те же деньги - разве все это не отвлекает очень часто современного священника и монаха от его более прямых обязанностей священнослужения, душепопечения, молитвы. Идеал материального благополучия очень скоро завораживает многие нестойкие души. Думается, что огромной сдерживающей и воспитующей в этом отношении духовенство силой является память о святых недавних поколений и пример страдальцев за веру, благодатно утверждавших церковную жизнь отказом от компромиссов и жертвенным стоянием даже до смерти и их невидимое присутствие, как святых, в храмовой жизни. Канонизация, свидетельствуя о святости подвижника, провозглашает его подвиг нормой, к которой обязан стремиться каждый священнослужитель и каждый мирянин, напоминает о неизбежности страданий в этой жизни и призывает нас к преемственности со святыми. Сознание этой преемственности есть, как нам представляется, краеугольный камень будущего Церкви.

Другой соблазн – стремление “улучшить” Церковь, сделать Ее более гибкой, более “современной”. Провести “необходимые” реформы, облегчающие путь в Церковь для многочисленных неофитов и способствующие развитию диалога с инославными, активно способствовать “единению” всех христиан перед лицом атеистического мира. Вопросы ставятся существенные, но решения часто принимаются их инициаторами помимо церковной соборности. Это давно известный путь обновленчества, “розового” христианства. Этому искушению поддаются обычно активные и способные, но одновременно, к сожалению, тщеславные и нетерпеливые деятели. Вслед за своими дореволюционными предшественниками они надеются, что “для России настала, наконец, пора реформации, которая-де должна начинаться с духовенства, с монастырей, вообще с наиболее характерных прявлений православного строя жизни и мысли…” (проф.А.И.Введенский, Против очевидности и мимо запросов жизни, М.,1903, с.15). Против возрождающегося обновленчества мы вновь призываем свидетельство новомучеников российских. История засвидетельствовала духовно-нравственную неустойчивость обновленцев, после революции ставших помощниками новой власти в деле разорения Церкви. Многие новомученики стали жертвами обновленцев,- достаточно вспомнить св. митрополита Петроградского Вениамина. Современные обновленцы стремятся обеспечить себе поддержку Запада, что придает им определенную силу и обусловливает в будущем достаточно напряженную борьбу Церкви с ними. Внимательное изучение борьбы святых с обновленцами, следование их примеру поможет преодолеть эту трудность и осуществить подлинно церковные пути просветительско-миссионерской деятельности и общения с инославными без ущерба для Православия.

И, наконец, третье, самое, пожалуй, существенное. Значительная часть нашего современного духовенства не любит служить. Это особенно заметно в сельской местности и небольших городах. Если вы, находясь там, захотите посетить богослужение в будний день – скажем, в день святого “со знаком”, - вы можете объехать десятки недавно открытых храмов, но все они окажутся закрытыми. Обычные объяснения: к нам никто не придет, нет певчих, семья. Но ведь богослужение есть прежде всего служение Богу, независимо от того, много ли в храме людей и есть ли “настоящие” певчие. А семья у хорошего священника и так при храме. При отсутствии же настоящей ревности о Доме Господнем воспитать народ и привести его к духовному возрождению невозможно. Народ идет туда, где он видит духовную силу и авторитет. А это священник приобретает только через усердное богослужение. Что же происходит? Как когда-то, в 70 – годы, говорил замечательный подвижник и исповедник архимандрит Таврион (Батозский): “священство спит, монашество спит… а враг сеет плевелы”. Эти плевелы растут и могут довольно скоро заглушить пшеницу…

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Вторая фаза колливадских споров: Вопрос о частом причащении
С новой силой, хотя и без прежней остроты, они вспыхнули в начале девятнадцатого века, и главной их причиной стал вопрос о частом причащении Таин Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это врем ...