Прославление новомучеников российских и возрождение России
Страница 1

ПРОСЛАВЛЕНИЕ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ

Обозревая события минувшего ХХ века от Рождества Христова, вдумчивый историк не может не отметить теснейшую связь, переплетение в российской жизни этого периода гражданских и духовных событий. Революция 1917 года, явившаяся главным событием русской истории минувшего столетия и направленная против традиционных, исторически сложившихся форм общественно-политического устройства – монархии и капитализма – вызвала небывалое ожесточение против Церкви и религии, державшееся в России почти весь ХХ век. Этот яростный взрыв богоборчества сам по себе свидетельствовал для всего мира о напряженннейшей духовной борьбе, как главном содержании народно-государственной жизни этого периода, несмотря на все попытки государственной пропаганды внешне представить антирелигиозную борьбу как нечто вторичное и якобы объективно вызванное пресловутой “борьбой” науки против “церковного обскурантизма”. В том же 1917 году в первопрестольной Москве в храме во имя Христа Спасителя, позднее взорванном (в 1931 году), промыслительно был открыт и проходил исторический Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся тогда в исключительно грозных обстоятельствах начинавшейся революции и гражданской войны, на рубеже минувшего великого периода русской исторической жизни и нового периода великих испытаний, тогда еще никому не ведомых.

Исторически сравнительно короткий, но необычайно тягостный и одновременно героический новый этап бытия русского народа знаменательно закончился, по явному Промыслу Божию, к моменту 1000-летия Русской Церкви в 1988 году, торжественно отмеченному Собором Русской Церкви и другими деяниями, несмотря на все нежелание еще державшейся атеистической власти. Тогда была прославлена группа древних святых. Потребовалось еще 12 лет на восстановление, собирание, возрождение полуразрушенной церковной жизни для того, чтобы Церковь смогла собрать необходимые сведения и подготовить материалы для массовой канонизации святых мучеников и исповедников минувшего периода, начиная от царственных страстотерпцев и высших иерархов и до многих простых иноков и инокинь, мирян, незаметных в мирской жизни, но озаряющих мир величием исповеднического подвига.

Великое деяние прославления новомучеников, преподобных и других святых, совершенное на архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе юбилейного 2000 года от Рождества Христова стало событием выдающегося исторического значения. Этот акт, принятый в присутствии представителей всех поместных православных церквей и при огромном стечении верующих, был совершен в восстановленном и, накануне, освященном храме Христа Спасителя в Москве. После канонизации нескольких святых в 1988 г., (в святцы вносились имена подвижников и ранее) с 1989 г. начались почти ежегодные канонизации подвижников 20-го века, начиная со св. Патриарха Тихона. Они продолжаются и будут продолжаться и впредь. Но прославление святых на соборе минувшего 2000 года стало особым действием Церкви, приобретя поистине символическую значимость. Событие совершилось в год, когда весь мир и всякое дыхание в меру своего понимания были призваны вспоминать, чествовать, хвалить воплотившегося Господа Иисуса Христа. Оно произошло в храме, воздвигнутом на том же месте и точно повторяющем храм, уничтоженный врагами Церкви. Сам храм Христа Спасителя, где восстановлено все, вплоть до списков погибших в 1812 году воинов и манифестов Императора Александра 1, стал зримым и убедительным символом реально воскресающей из пепла Церкви, которую не сокрушат “врата адовы”. Под его величественными сводами, при благоговейной тишине многочисленного собрания верных вновь звучали имена многих участников собора 1917-18 годов, но теперь уже как святых, и иных многих с ними, не только известных ,но и неведомых. Это было незабываемым моментом торжества, единства неба и земли, свидетельством победы Господа Иисуса Христа над силами ада и свидетельством радости небесной, торжеством возвещенной в Евангелии истины, ради которой для спасения человечества Христос сошел на землю 2000 лет тому назад.

Канонизация святых есть утверждение священной памяти подвижников во всех последующих поколениях, преодоление забвения их подвигов.

Непобедимость Истины Христовой вновь засвидетельствована. Но для того, чтобы свет Ее по-прежнему возсиял на всем пространстве бывших гонений, необходим огромный и беззаветный труд, к которому Господь призывает Свою Церковь. В этом великом деле малому числу делателей нынешнего времени помоществует сонм святых – новых мучеников и исповедников, и новых преподобных и праведных, так же прославляемых, молящихся на небесах о нашем Отечестве и народе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Крест "папский"
Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название "папского креста". На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ...