Гонение со стороны иудеев

Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным же образом предводители священства, верили, что после Его смерти ученики рассеются, а “новая ересь” исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было настроение неправедного священства спустя пятьдесят дней после воскресения Христа, но скорее всего власть имущие града Иерусалима находились в неведении относительно деятельности апостолов. Они, очевидно, даже не подозревали, что ученики распятого Иисуса пребывают в единодушном собрании. Неизвестными, возможно, остались и происшедшие на глазах у не одной тысячи человек события Пятидесятницы. Лишь совершение апостолом Петром чуда при дверях храма пробуждает дремавшую до сих пор злобу иудеев.

Петр и Иоанн шли в храм, в девятый час молитвы. У дверей храма им повстречался хромой от рождения человек, жалостно протягивавший к ним руку. Всмотревшись в хромого, Петр сказал: “серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе” -- и, взяв его за правую руку, повелел во имя Иисуса Христа Назорея встать и ходить. И здесь, прилюдно, на глазах у иудейских священников произошло невиданное со времен распятия Христа чудо: хромой, “вскочив, встал, и начал ходить и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога” (Деян. 3, 1-10).

Исполнившись ужаса и изумления, пораженный чудесным исцелением всем хорошо известного сорокалетнего хромого, народ собрался вокруг апостолов, предоставляя Петру возможность произнести вторую, еще более горячую проповедь. Заявив, что чудо совершилось силой имени Сына Божия Иисуса Христа, апостол напоминает людям горькую правду, что они распяли Начальника жизни и призывает народ к покаянию, подтверждая свои слова пророческими предсказаниями. Множество людей в тот день обратилось в христианство, увеличив, согласно евангелисту Луке, иерусалимскую общину на пять тысяч человек.

Это событие и стало поводом для начала открытого гонения на христиан со стороны иудеев. Еще апостолы не успели закончить своей речи, как “к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых” (Деян. 4,1-2). Апостолов бросили в темницу, а на следующий день был созван синедрион, недавно осудивший на крестную смерть Христа. Не имея возможности наказать апостолов, по причине народа, старейшины с угрозами прогоняют апостолов, вообще запретив им говорить об имени Иисуса Христа.

Однако, невзирая на запрет, апостолы продолжали благовествовать об имени распятого и воскресшего Иисуса, совершая при этом множество чудес. Слово Божие очень быстро распространялось среди людей, и число учеников в Иерусалиме весьма умножалось, и даже из священников многие покорились христианской вере (Деян. 6,7).

Тогда первосвященник, а с ним и все принадлежавшие саддукейской ереси старейшины, переходят к более жестким мерам. Первой жертвой их ненасытной злобы становится архидиакон Стефан – человек мудрый, исполненный веры и силы, совершавший в народе великие чудеса и знамения. Стефан, как и Сам Иисус Христос, по ложному свидетельству (Деян. 6,15) был обвинен в богохульстве, за которое по иудейскому закону полагалась смерть.

После смерти архидиакона Стефана на Церковь в Иерусалиме обрушивается великое гонение. Евангелист Лука свидетельствует, что все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8,1). К гонению в Иерусалиме был причастен и принадлежавший к фарисейской секте яростный ненавистник христиан тарсянин Савл, будущий страдалец за Христа и известный всем апостол Павел, который “терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу” (Деян. 8,3).

Между тем, рассеявшиеся ходили по городам и благовествовали слово Божие. Евангелие проповедуется в многих селениях Самарийских, в Газе, Азоте, Кесарии, Дамаске и, несмотря на свирепствовавшие в Иерусалиме гонение, христианская община возрастала, соединяя в себе доселе ненавидевших друг друга иудеев и самарян. Таким образом, гонение способствовало выходу христианской общины за рамки одного города и более широкому распространению новой религии.

      Рекомендуем к прочтению

      Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов
      Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле посетившего Палестину и Сирию римского ...

      Крест "Бургундский", или "Андреевский"
      Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: "То, что у Платона в ...

      Краткий исторический очерк
      Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), трет ...