Буддизм. Распространение в миреСтраница 13
Перед каждым ламой стоит столик, покрытый пестрой тканью, - на нем лежат книга и ритуальные предметы. Лама сидит на скамье, на подушках (облоках); чем выше звание монаха, тем выше его скамья и тем больше на ней облоков. Скамьи лам тянутся несколькими рядами вдоль храма, так что ламы сидят боком к алтарю.
В центре под балдахином восседает спиной к алтарю глава монастыря, за ним блещет золотом огромная статуя Будды или Цзонхавы, по бокам в один или несколько ярусов стоят статуи других богов, за их спинами висят иконы-танки или же стоят скульптуры тысячи будд нашего мирового периода. Стены многих храмов покрыты фресками. Фрески, как правило, изображают жизненный путь будды и его учеников. Перед алтарем расставлены подношения богам - семь чашечек с водой, блюда с жертвенным рисом, пирамиды, сооруженные из раскрашенного теста; клубится дым многочисленных благовоний. Боковые части храмов посвящены дхармапалам, у входа - образы локапал (хранителей сторон света). Входя в храм, верующие трижды простираются на полу в знак своего преклонения перед Буддой, Учением и Общиной или же просто подносят молитвенно сложенные руки ко лбу, рту и груди, очищая тем самым мысль, речь и тело.
Таков тибетский буддизм. Обилием богов, развитой магией и обрядностью он мало походит на буддизм других стран, но всё же это - буддизм.
БУДДИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ
Содержащиеся в китайских источниках косвенные сведения позволяют утверждать, что первые буддийские проповедники появились на территории нынешнего северного Вьетнама во 2-3 вв. н. э. Вначале 3 в. выходец из Согда, Кхыонг Танг Хой (200-247), переводил здесь сутры с санскрита на вэньянь. Много проповедников прибывало в Заотяц (название Северного Вьетнама в 1-5 вв. н. э.) с севера, что обусловило преобладающее влияние доктрин махаяны. Возникновение школ во Вьетнаме относится к 6 в.: первую из них основал в 590 г. индиец из Винитаручи, вторую - наставник Во Игон Тхонг из Гуанчжоу в 820 г., третью - китайский монах Гхао Дыонг в 1069 г. Все три школы исповедовали учение тхиен, развивали направления чань-буддизма. В 13 в. на смену этим школам пришла новая школа тхиен - Чук-Лам, основанная в 1299 г. императором Чан Нян Тонгом, который принял постриг. Во второй половине 14 в. среди представителей правящей элиты усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим, а также с упадком династии Чан, положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо Куи Ли, ставший в конце этого столетия фактическим правителем государства, придерживался антибуддистских взглядов, производил отчуждение монастырских владений и насильственно возвращал монахов в мир. В связи с 20-летней борьбой против войск династии Мин было разрушено множество пагод и стел, погибло бесчисленное количество памятников вьетской словесности, большая часть которых, несомненно, была связана с буддизмом. Именно этим обстоятельством объясняются столь заметные изменения в раннем буддизме во Вьетнаме. В конце 14 в. всё большую роль начинают играть амидаистские (амидаизм - одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 6 в. в Китае) и тантрические представления. После нескольких 10-летий стабильности в 1527 г. престол был узурпирован Маг Данг Зунгом: за этим последовала 60-летняя война между представителями нового правительства и сторонниками свергнутого императорского рода Ле, завершившаяся победой последних.
В VIII в. вьетнамская сангха постепенно обретает утраченные позиции, на севере Вьетнама возрождается школа Чук Лам В период правления династии Нгуен возобновляется строительство и ремонт пагод; во второй половине IX в. во время господства Франции во Вьетнаме, ухудшается положение сангхи.
В конце 60-х, начале 70-х годов XX в. в стране наблюдается “буддийский ренессанс: ведется широкомасштабное строительство пагод, десятки тысяч молодых людей принимают постриг и, поэтому, вслед за полным освобождением Южного Вьетнама в 1977 г. примерно 70% монахов возвращаются в мир.
В настоящее время буддисты представляют собой наиболее многочисленную религиозную общину СРВ; из более чем 60-ти миллионов населения страны примерно одна треть, в той или иной степени, разделяет учение буддизма махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тысяч последователей буддизма тхеравады.
Другое по теме
"Конец света" снова отложен
Регулярно, едва ли не каждое десятилетие, Бруклинский центр свидетелей Иеговы
увлекал своих последователей мистикой очередной апокалиптической даты. После прихода
в Германии к власти Гитлера главной темой деятельности "те ...