Буддизм. Распространение в миреСтраница 10
Легенды повествуют, что Падмасамбхава был родом из страны Удияна, которую историки помещают то в Кашмире, то в Индии, то в Пакистане, а буддисты считают её легендарной страной Шамбалой.
Правитель Трисонг-Децэн, объявивший в 781 г. буддизм государственной религией Тибета, никогда не ставил перед собой задачу уничтожения бон-по. Он говорил: “Чтобы мне удержаться, бон нужен также, как и буддизм, Чтобы защищать подданных, необходимы обе религии, и чтобы обрести блаженство, также нужны обе они.”
В 836 г. престол занял внук Трисонг-Децэна, Дарма, получивший за свою жестокость прозвище Ланг(Бык). Ланг-Дарма принялся с неслыханным прежде размахом истреблять буддизм и буддистов. Он заставлял монахов становиться охотниками или мясниками, что для буддиста хуже смерти. Впрочем, непокорных всё равно ждала смерть. Буддисты объявили Ланг-Дарму воплощением бешеного слона, некогда укрощенного самим Буддой, но вновь проявившего свой гневный нрав.
Спустя всего шесть лет после воцарения Ланг-дармы ненависть к нему так возросла, что царь был убит. В последующие столетия в монастырях Тибета сформировалось несколько школ, которые теперь называются “красношапочными”(по цвету головного убора монахов). Кроме уже названных ньингмапы и кагъюпы к ним относится и школа сакьяпа. В этих школах господствует идеал “прямого пути”, ваджраяны: практикующему надлежит отрешиться от всего мирского, добровольно подвергнуть себя заточению в горной пещере, где и проводить все время в медитациях, в созерцании йидама. Поскольку все вещи по своей природе “пусты”, хороши или плохи только в зависимости от нашего сознания, то в принципе все равно, поднести ли божеству воду в золотой чаше или кровь в чаше из черепа, благовония или нечто дурно пахнущее. Но “красные” секты предпочитают второе, ибо внешняя красота подношений усиливает привязанность к миру, внешняя же их безобразность отвращает помыслы от мира и устремляет к Просветлению, Описанный выше ритуал чод (принесение своего тела в жертву духам) особенно практикуется именно в “красных” сектах.
Доктрина “прямого пути “дает возможность достичь Просветления в нынешней жизни. Самым ярким примером служит личность великого отшельника и поэта Миларепы (1052-1135). В молодости он убил из мести несколько десятков человек, обрушив на них бонские чары, но затем стал буддийским монахом. Миларепа проводил зимы в пещерах, ничем не обогреваясь, многие месяцы жил почти без еды, постигая истину. Свои духовные переживания он изливал в прекрасной поэтической форме.
Однако нередко простые монахи прикрывали доктриной “прямого пути” собственную распущенность, и потому возникла необходимость ограничить чрезмерное увлечение магией, восстановить монашескую дисциплину. Эти реформы провел в середине XI в. великий философ Атиша (982-1054). Атишу считали воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри, верили, что ему покровительствует Белая Тара. В созданной им секте кадампа воскрешались обычаи ранней общины, простота жизни (Атиша не допускал в монастырях частной собственности) и суровая дисциплина. Цвет одежды монахов был желтым, как когда-то у учеников Будды.
С Атишей пришла в Тибет из Индии философская система калачакра (“колесо времени”), объединяющая в себе сокровенное мистическое учение и астрологию (именно к калачакре относятся 12-летний и 60-летний циклы восточного календаря).
Учение калачакры также предлагает ответ на вопрос о природе времени, давая представление о мировых периодах (кальпах) и их этапах - разрушении предшествующего мира; “пустоте”(таком существовании вселенной, где нет ничего проявленного); основании нового мира и, наконец, о завершающем этапе - когда в мир приходят будды. Эта картина круговорота времени отражается и в малых временных циклах, и в жизни человека.
Считается, что учение калачакры было изложено Буддой царю легендарной страны Шамболы Сучандре, и из этой страны спустя полторы тысячи лет оно пришло к людям
РЕФОРМЫ ЦЗОНХАВЫ
Религиозные реформы Атиши были продолжены Цзонхавой (1357-1419), крупнейшим деятелем тибетского буддизма, называемым тибетцами - его последователями - “третьим Буддой” и “Великой Драгоценностью”. Он известен как основатель ламаизма. Цзонхавой была основана школа гелукпа (“школа добродетели”). Сам Цзонхава считал себя не столько реформатором, сколько реставратором изначального буддизма. Основные идеи его сочинений - развитие взглядов предшественников.
Другое по теме
Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова
брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во
много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и
бесчинс ...