Истоки христианства и церковь в 30-150 гг. н.э.Страница 9
Ввиду резко выраженного пролетарского характера общины в первом веке вполне естественно, что она стремилась к коммунистической организации. Считается, что катакомбное христианство несло в массы идеи примитивного коммунизма.
Рассмотрим организацию раннехристианской общины. Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан (о нем- ниже),- “где трое, там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами за свою преданность церкви- епископы и диаконы. Наряду с ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 -130 гг. н.э.), эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.
Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государство внутри римской империи. “Единство и дисциплина христианской республики, мало- помалу образовавшей самостоятельное и расширяющееся государство в самом центре Римской империи”.** Государство в государстве! Естественно, это нарушало нормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом мы видим одну причин гонений христиан.)
Итак, о коммунизме . Основательное исследование этой проблемы провел К. Каутский. Многие идеи коммунизма, по мнению К. Каутского, сходны с идеями раннего христианства. Он приводит определенные свидетельства этой параллели. В Деяниях апостолов сказано: “И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах . Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого”.
“У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее .” (Деян. 2:42, 44; 4:32-35).
* Плиний Младший. Письма. Кн. X с. 206.
** Б. Рассел. Почему я не христианин., стр. 168
-8-
“Первые христиане не были способны дать ясное и спокойное изложение своих взглядов. Но их краткие замечания, призывы, требования, всюду одинаково указывают на коммунистический характер первоначальной христианской общины”.*
В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его апостолов, как о чем- то само собой разумеющемся. Все они имели общую казну, которой заведовал Иуда Искариот.
Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили деньги к ногам апостолов.
В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство.
Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения богатых вообще. К. Каутский назвал ее даже классовой враждой.
Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден только потому, что он был богат.
В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует самого мучительного наказания.
Другое по теме
Крест "распятие"
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится
только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал
изображаться в длинном одеянии коллобии - как бы прислоненным ко кр ...