Истоки христианства и церковь в 30-150 гг. н.э.
Страница 12

Миланский эдикт Константина и Лациния 313 г. посуществу провозглашал свободу вероисповедания. В результате христианство сделало качественно новый шаг в своем развитии: от состояния сектантской замкнутости- к статусу государственной религии; так складывались благоприятные условия для его социально- экономического и политического утверждения.

Для закрепления своих позиций церковь нуждалась в четко определенной догматической системе, отступление от которой рассматривалась бы как ересь. Эта система формировалась постепенно на протяжении нескольких веков. Основу ее составил так называемый символ веры- совокупность догматов, утвержденных церковными соборами в IV в.

По мере укрепления положения христианства терпимое отношение к другим культам сменяется нетерпимостью, опирающейся на представления о собственной профетической исключительности. Последнее нашло отображение в раннехристианской патристике, в частности в социальной доктрине Августина, изложенной в его произведении “О граде Божьем”. Раннехристианское учение о небесном граде и граде земном Августин представлял как историю борьбы двух

градов “божьего” и “человеческого”, заложив тем самым основу теологического

* “Дидахе”// А. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства, стр. 197.

детерминизма.

-11-

Совершенствование христианской идеологии осуществлялось одновременно с совершенствованием церковной структуры. С утверждением политического и правового статуса христианской церкви происходил процесс распространения ее влияния на политическую структуру империи. В период с конца II и до V в. христианская церковь постепенно переходила с позиций сосуществования со светской властью на положение верховной власти в стране.

Союз между рабовладельческим государством и христианской церковью был официально закреплен 1 Никейским собором в 325 г. Христианство стало гос. религией. “Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона”.*

Особое положение христианской церкви обосновывалось представлением об изначальной принадлежности ей божественного права. По мнению идеологов христианской церкви, человек может познать божественный закон только через божественное откровение, доступное лишь через церковь. Церковь же ,являясь, таким образом, хранительницей божественного права, стала включать в сферу своего влияния не только нормы нравственности, но и государственную власть, данную-де-правителям от бога.

Противопоставление естественного и сверхъестественного преодолевается в религиозном мировоззрении и в идеологических построениях христианских идеологов в условиях раннего средневековья через признание сверхъестественного и в области взаимоотношений церкви и государства, и в области общечеловеческих ценностей, и в сфере духовной культуры.

Усиление влияния христианской церкви, теократических тенденций, а также благоприятные для церкви конкретно- исторические условия позволили ей организовать фронтальное наступление на конкурирующие религиозные концепции, включая и ставшие неугодными уравнительные идеи раннего христианства.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Другое по теме

О молитве через Иисуса Христа
И в заключение коснемся еще одного немаловажного аспекта религиозной практики свидетелей Иеговы. Сектанты не молятся Спасителю Господу нашему Иисусу Христу, а возносят молитвы только Богу Иегове, но "через Иисуса Христа&q ...