Буддизм. История развитияСтраница 9
Кроме положительных сторон, у буддизма существуют и отрица-тельные: его ограниченность эмпирическая и философская.
Эмпирическая ограниченность буддизма состоит в том, что он несет проповедь спасения далеко не всем “Это учение для разум-ного, а не для глупого”. По своей конструкции, со своим сложным учением о причинах страданий, буддизм требовал большого интел-лектуального уровня для своего усвоения.
Итак, буддизм нес спасение далеко не всем. Люди неученые, простые, занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, и наконец, женщины, остаются в стороне от сферы действия проповеди Будды. Но это свойство буддизма не случайно и оно стоит в связи с другой ограниченностью буддизма, о которой мы сейчас поговорим.
Царь Милинда в беседе с учеником Будды, великим святым Нага-сеной, сказал ему:
- Если, достопочтенный Нагасена, субъекта нет, то кто дает вам все то, в чем вы нуждаетесь: платье, пищу, жилье и лекарство для больных? Кто пользуется всеми этими вещами? Кто идет по пути святости? Кто достигает Нирваны? Кто совершает пять смертных грехов?
Ведь, так значит нет ни добра, ни зла, нет ни добрых, ни злых дел, и даже, если бы кто-нибудь убил, достопочтенного Нага-сену, то и тот не совершил бы греха? В этом очень ядовитом вопросе содержится страшная, разрушительная критика, на которую буддизму нечего ответить. Буддизм в своем отрица-нии мира зашел слишком далеко, дальше, чем позволяли его посылки. Его историческая роль была – отрицание, и он, про-делав огромной важности работу, указав бессмысленность, тленность и муку мира, не был в силах пойти дальше, и повис, так сказать, в пустоте, остановился в неустойчивом равнове-сии, на острие, заключив в себе, благодаря этому, противоре-чия, неизбежные при всяком абсолютном отрицании.
21. Переход к христианству
Таким образом, положительные точки опоры неизбежно дава-лись буддизму в понятии Нирваны, но Будда, как мы видели, упор-но уклонялся от анализа этих понятий. Их теоретическое раскрытие и практическая жизнь совершилась пять веков спустя, в христиан-стве.
Я закончу это повествование стихотворением А. Толстого, кото-рое наглядно рисует тот переворот в восприятии мира, в мироощу-щении и понимании мировой истории, которое принесло с собой христианство, наполняя ту пустоту и темные места, которые так болезненно сияли в буддизме:
И просветлел мой темный взор
И стал мне видем мир незримый
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горной выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взирая новыми очами.
И слышу я, как разговор.
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор.
С любовью в темных недрах бьется;
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи
И над древесною корой
С любовью в листья сон живой
Струей поднимется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью Лону
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
22. Значение мировых религий
Мировые религии в настоящее время имеют огромное значение. О роли мировых религий говорят следующие данные:
1 – Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2 – Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государств. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3 – Религия, как форма культуры, является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повсед-невную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали Роль религии в возрождении и приумножении культурного насле-дия, приобщения к нему людей неоценима.
Другое по теме
Краткий исторический очерк
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на
четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй -
история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и
четвертый - нове ...