Предполагаемый год написания Послания, повод для написания и авторитет Послания в Церкви
Время написания Послания определяется последним десятилетием первого века, т.е. временем окончания царствования имп. Домициана. По мнению Попова и Баланоса - это 93-95 гг.; Годэ, Барденхевер и Тиксерон склоняются к 95-98 гг.; архиеп. Филарет Черниговский стоял за 97 г.
Поводом для написания послания послужил “преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкие и высокомерные люди разожгли до... безумия” (I). Коринфская церковь раскололась и часть христиан “из-за одног-двух человек возмутилась против пресвитеров” (XLVII). “Глупые и несмысленные, превозносящиеся и хвалящиеся пышными словами” (XXI), “бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших” (III). Причина разделения - “раздор о епископском достоинстве” (XLIV) , “чистые по плоти” (XXXVIII) тщеславно надмевались своей “мудростью” и претендовали на места законных пресвитеров и даже “некоторых похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого” (XLIV).
Послание св. Климента тем более значимо, чем большим авторитетом обладал сам св. Климент. Из Предания нам известно, что он был обращен ап. Павлом и долгое время был его “сотрудником” (Филипп. 4: 3), Иероним, Руфин, Климент Александрийский единогласно называют его “мужем Апостольским”. Принадлежность Первого Послания к коринфянам перу св. Климента засвидетельствована историком Эгезиппом (IV: 22) и Евсевием (“История Церкви” 3: 16; IV: 22), который говорит о том, что “великое и удивительное” Послание во многих церквях было всенародно читаемо. Св. Ириней Лионский в своей борьбе с гностиками ссылается на авторитет Послания, из которого “желающие могут... уразуметь апостольское предание Церкви, так как послание гораздо древнее тех людей, которые ныне преподают ложное учение” (“Против ересей”; III, III, 3). Дионисий Коринфский в 170 г. пишет папе Сотиру: “...прочитали сегодня твое послание, которое мы теперь в дальнейшем будем читать для своего назидания, равно как и ранее написанное нам послание Климента”. Епифаний кипрский различает подлинные и “во святых церквях читаемые послания Климента” от неподлинных. В своих сочинениях Послание использовали Поликарп Смирнский, Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий и др.
Рекомендуем к прочтению
Крест "лепестковый"
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По
выражению преподобного Феодора Студита - "крест всякой формы есть истинный крест".
Оче ...
Поклонение в "духе и истине" у сектантов
Очевидно, что в XVI в. в Европе случилось то же самое, что некогда в земле
обетованной, когда Ассирийский царь Салмонасар, который разрушил столицу израильтян
- Самарию, низлож ...
Крест шестиконечный "Русский православный"
Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно
разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде
двою разб ...