Буддизм. История развитияСтраница 8
18. Зародыши культа.
Первоначально буддизм не имел никакого служения богам и вообще культа , но после смерти Будды культ стал образовываться.
По примеру других сект, в буддизме создались праздничные дни, паломничество к святым местам- на место родины Будды, его первой проповеди , его смерти . Останки учителя тоже стали пред-метом почитания. При дальнейшем своем распространении и буддизм усвоил себе все элементы обычного культа , молитвы , изображения, храмы, жрецов.
19. Распространение буддизма.
В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра.
Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного , чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называ-ется ламоизмом) население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенно своеобразное, по-своему поняло и пе-реработало буддизм.
В ламоизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих божественным достоинством. В ламоизме получил сильное развитие культ. Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении, множестве об-рядов.
В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и в Японии.
В таком извращенном и приспособленном к пониманию мало-культурных масс виде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.) считается первой религией в мире.
В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в куль-турных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех , и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.
Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм изжил все свои главные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков , видит уже дальше, чем смотрел буддизм.
20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны.
Развитием и доказательством этой мысли послужила оценка идей буддизма, которую мы сейчас и сделаем.
Буддизм относится к числу немногих универсальных, мировых религий, которые тесно связаны с языком и национальной культу-рой, и не выходят за пределы этой культуры.
Буддизм, как мы видим, распространился по всей Азии и завоевал самые разнообразные племена от диких сибирских народов до вы-сококультурных племен Индии. В то время, как идеи национальных религий теряли всякую силу, идеи буддизма развивались и произво-дили вокруг себя энергичное движение. Эта стойкость и универса-лизм буддизма объясняются его особыми положительными свойст-вами.
Буддизм, прежде всего, является религией, выдвинувшей на пер-вый план субъекта религии, человека, и, принявшей резко этичес-кий характер. Буддизм не интересуется сферой божественного, все его внимание устремлено на положение человека, он занят прин-ципами и нормами поведения. Благодаря такой специальности сво-его внимания, он достигает, впервые во всемирной истории, гро-мадных результатов. Этика у буддистов тонко и глубоко разработа-на.
Учение Будды – о жалости, милосердии, любви ко всякой твари. Оно согрето настолько живыми и подлинными чувствами, что может вдохновлять и волновать даже теперь.
Вечно ценным в буддизме явилось осуждение эгоизма, страстей, разрушающих личность.
Второй положительный момент буддизма – его сотериология – учение о спасении. О нем учили и мистерии. Но буддизм идет даль-ше. Он не хочет такого спасения, которое предлагали мистерии. Он не верит природному миру, чтобы звать к слиянию с ним, а перс-пектива бесконечных умирании и воскресений подвергает его в ужас.
Он ищет освобождение от природы и дурной бесконечности, он жаждет конца, завершения, исполнения.
Третим элементом, который надо отметить в буддизме, в послед-ствии, только в христианстве развилось в идею церкви. Это мысль о том, чтобы спасаться вместе, то есть образование общины.
Другое по теме
МИСТИЦИЗМ ХАКУИНА
Вслед за Догэном Хакуин (1685–1768) стал величайшим из японских наставников.
Его усилия по обновлению школы Риндзай заложили основу для современного развития
японского дзэн. С появлением этой фигуры на религиозном горизонте ст ...