Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение
Страница 8

Своему сыну от Валлы, служанки Рахилиной, Иаков пророчествовал: Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадёт назад. На помощь твою надеюсь, Господи!. Стихи 17-18. Дан будет иметь своих судей, и станет отличаться змеиною хитростью и коварством. Недаром имя его значит судья или суд.

Действительно, и из этого колена, как и из других, возникли впоследствии судьи. Таков был Самсон из города Цоры (Суд. 13, 2; 15, 20). Оправдалось и то, что сыны Дановы отличались змеиною хитростью и коварством. Эти качества проявились, например, при завоевании Лаиса и похищения идолов из дома Михи (Суд. 18, 27). Изрекая свои благословения Дану, Иаков восклицает: На помощь твою надеюсь, Господи! Этим восклицанием патриарх Иаков выразил свою веру в истинного спасителя Израильского народа (Лк. 2, 30), которого Самсон был только прообразом. [2, 106 с.]

Неупоминение о колене Дана в Апокалипсисе в речи запечатлённых в каждом колене израилевом (гл.7) дали основание для предположения многих святых отцов и учителей Церкви, что из колена Данова произойдёт антихрист. По мнению блаженного Феодорита “Дух Божий, предрекший через патриарха о Спасителе нашем, в этом предречении говорит об антихристе ”. Молитвенное воззвание Иакова: На помощь твою надеюсь, Господи! Имеет или частное отношение к пророчеству о Дане – скорбя о будущем отпадении Данитян от веры и благочестия, Иаков поручает их заступлению Божию, или ко всем вообще коленам – с мыслью низвести на них благословение Божие. Восклицание это образует переход от первой группы, в которой главная и центральная фигура – Иуда и его колено, ко второй, где главное значение принадлежит Иосифу, и заключает в себе моление о взаимном мире племён Иуды и Иосифа. Может быть, воззвание это – просто молитвенный вздох умирающего патриарха. [4, 267 c.]

Даново колено имело свой удел между владениями колен Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Мир и спокойствие не были уделом колена Данова, сынов Дановых часто беспокоили и теснили туземцы соседних с ними языческих стран. Удел Данова несомненно был плодороден, хотя и изобиловал волнообразными равнинами и утёсистыми холмами, но он был самым малым уделом в числе прочих (Нав. 19, 47; Суд. 18, 1), и потому они озабочены были расширением своих владений, когда хитростью и жестокостью захватили город Лаис в земле Беф-Рехова. [5, 186 с.]

Стихи 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе.

Гад, седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Само его имя значит толпа, пытка или счастье. Иаков предсказал Гаду, что он будет тесним врагами, но отразит их нападения: Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит её по пятам. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени, обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племён (Суд. 10; 1 Пар. 5, 18 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы в виде партизанских преследований (“по пятам”). [4, 267 с.] Что толпа будет теснить его, - это вполне оправдалось. Удел колена Гадова простирался от восточных берегов Иордана – далее к востоку до горы Арнона, и подвергался постоянным нападениям Аммонитян, Моавитян и других народов, обитавших около аравийских пределов. Некогда Аммонитяне овладели частью земель, принадлежавших Гаду (Иер. 49, 1), и производили там страшные жестокости (Ам. 1, 13); а во время судей с огромными силами они вторглись в Галаадскую страну, и утесняли жителей колена Гадова в продолжении восемнадцати лет (Суд. 10, 8-17). Но он оттеснит её по пятам, пророчествовал Иаков. Это также вполне оправдалось. Ибо Иефай, судия из колена Гадова, свергнул иго Аммонитянского рабства (Суд. 11, 33); и во время позднейшие, жители колена Гадова, в совокупности с Рувимлянами и Манассиянами, нанесли страшное поражение Агарянам и другим аравийским племенам, и жили на местах их до переселения ассирийского (1Пар. 5, 18-22) Поэтому и Моисей во Второзаконии сравнивает Гада со львом, сокрушающим мышцу и голову (33, 20). [2, 107 с.]

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Святой Александр. Последнее гонение
С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра (213-251), соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской Церкви начинается период духовного образования и общего подъема. Личными стара ...