Живое учение Будды
Страница 3

"Бава",т.е. жизнь,- последняя нидана данного существования че­ловека .Это расцвет его жизнидеятельности, упадок ее, старение и смерть.Символ бавы -курица, высиживающая яица.

Будующая жизнь охватывается двумя ниданами - "рождением" (джати) и "старостью и смертью" (джара-марана).Первая символи­зируется изображением рожающей женщины, вторая-фигурой слепого старика,еле держащегося на ногах .Рождение-это появление нового сознания ,а старость и смерть - вся жизнь,так как " старение " начинается с момента рождения,а новая жизнь опять порождает стремления и желания,вызывающие новое перерождение.

учение о душе

Согласно традиции,берущей начало в литературе Абхидхам­мы,то ,что принято считать личностью,состоит из:

а) "чистого сознания" (читта или виджняна)

б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)

г) сил ,сплетающих ,формирующих предыдущие категории в конкретные сочетания,конфигурации (санскара,чэтана)

В буддийских текстах указывается на то,что Будда не раз говорил,будто души нет.Она не существует как некая самостоя­тельная духовная сущность,временно обитающая в материальном те­ле человека и покидающая его после смерти,с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир челове­ка,трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответвии с учением о драхмах "поток сознательной жиз­ни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души",непознаваемого сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от пер­воначальных взглядов на душу,как на поток,как "непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.

отношение к земной жизни

Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем состоит благородная истина о страдании?Рождение-страдание;расс­тройство здоровья-страдание;смерть-страдание;скорбь,стена­ния,горе,несчастье и отчаяние -страдание;союз с нелюбимым -страдание;разлука с любимым-страдание;неполучение страстно же­лаемого - страдание;короче говоря,пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) - страдание".

Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного.Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огром­ной быстротой.Можно лишь проследить достаточно длинные "цепи моментов", которые в своей совокупности и составляют "поток сознательной жизни" каждого индивидуума.

Буддизм требует ухода от рассморения внешнего по отношению к сознанию человека мира.Рассматривать его ,по мнению буддийс­ких теологов,нет никакой необходимости,потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью.Сам мир страданий, по учению буддиз­ма,только иллюзия,порождение "неведения","заблудшего" сознания.

путь к спасению

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Социальная ответственность
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда м ...