Живое учение Будды
Страница 1

Живое учение Будды

"Тем,кто охвачен враждою и страстью, Нелегко постичь это ученье.

Страсти предавшись,тьмою объятые,

Они не поймут того,что тонко,

Что глубоко и трудно для постиженья,

Что против теченья их мысли".

Винайя-питака.

I.ИСТОКИ

Буддизм возник на территории Индостана в YI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в странах Аз­зии,но на территории Индостана утратил свои позиции и фактичес­ки исчез.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедни­ческой деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды.

Знаменитая бенаресская проповедь Будды считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма.

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда про­изведений ,вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки;это слово обозначает на языке пали "три со­суда"(точнее три корзины).Типитака была кодифицирована около III в.Тексты Трипитаки разделены на три части - питаки:Ви­ная-питака,Суттапитака и Абхидхармапитака.Виная-питака посвяще­на преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в мо­нашиских общинах.Центральную и наибольшую часть Трипитаки составляет Сутта-Нипата.Она содержит огромное количество по­вествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей "корзине"- Абхидхармапитаке­заключаюся главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.

В буддизме существуют несколько направлений ,называемые махаяной- "широкой колесницой",хинаяной-"узкой колесницей"(или тхеравадой - "истинным учением") и варджаяной - "алмазной ко­лесницей ".

II.ДОГМАТЫ

картина мира

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес,упоминаемых в раздичных канони­ческих и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны.

Всего существуют ,по представлениям этой космологии ,31 сфера бытия ,расположенные друг над другом,снизу вверх по сте­пени своей возвышенности и одухотворенности.Они делятся на три разряда:кармолока,рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступений или уровней сознания.Это низшая область бытия.Здесь полностью действует карма.Это пол­ностью телесная материальная сфера бытия,лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере со­зерцания -рупалоке.Здесь уже действительно не прямое грубое со­зерцание,а воображение,но оно еще связано с телесным миром,с формами вещей.И наконец,последний уровень -арупалока-отрешен от формы и от телесного материального начала.

То,как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания ,называемая "санса-

риин-хурде" ,т.е. "колесо сансары".

На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус,слуга владыки смерти,держит в зубах и когтях большой круг,символизи­рующий сансару.

В центре круга - небольшое круглое поле ,в котором спле­лись тела змеи,петуха и свиньи.Это символы тех сил,которые вы­зывают неизбежные страдания:злобы,сладострастия и невежества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Кутлумусийский собор и осуждение колливадов
В 1774 году антиколливадами в монастыре Кутлумусиу был созван собор, на котором председательствовал бывший патриарх Константинопольский Кирилл V и бывший патриарх Александрийский Матфей (1746-1766). Присутствовало также около ...