Буддизм Тибета
Страница 10

Поскольку такой опыт достигается только внутренней практи­кой, задействующей каналы и потоки энергии, а не посредством внешних приёмов, сознание должно обладать значительной силой сосредоточения на объекте. С целью приобретения такой способ­ности, а также по некоторым другим причинам, тексты учат меди­тации на теле божества и т. п. Многочисленные изображения бо­жеств в тантре - не произвольные творения, а образы, отобража­ющие методы очищения загрязненных психофизических совокупнос­тей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают раз­личиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучае­мых.

Короче, хотя и известны примеры, когда на этих путях удава­лось обрести плод силой веры, все-таки пути эти обретаются прежде всего силой размышления. И если практиковать их пра­вильно и постепенно, можно найти множество оснований, облегча­ющих обретение убежденности и прочной веры.

Две истины

Среди путей упомянутых выше, пути Высших - это истинные пути, остальные являются как бы подходами к ним. Все пути заключены в пределах метода и мудрости. Метод и мудрость, в свою очередь зависят от двух истин. В "Основополагающем тексте, называемом "Мудрость" (Праджня-нама-мула-мадхьямакакарика)" XXIV.8) На­гарджуны говорится:

Учения, изложенные Будцами,

Основаны всецело на двух истинах:

На истине условной (мирской)

И абсолютной истине (высшей).

Достижение Тела Истины (дхармакая) и Тела Формы (рупакая) на "стадии результата" т. е. достижение состояния Будды, зависит от практики метода и мудрости на протяжении пути. Метод и муд­рость, в свою очередь, зависят от двух истин, которые предс­тавляют собой способ существования основы, или базиса [практи­ки]. Поэтом понимание двух истин очень важно, а это весьма трудная тема. Множество расхождений в догматике межд буддийс­кими школами вызвано различием в трактовке двух истин.

Здесь следует сказать несколько слов о двух истинах в соот­ветствии с системой Прасангика-Мадхьямика. Все явления, кото­рые мы воспринимаем, имеют два способа существования. Один - это номинальное, или условное, существование явлений а другой

- это высший способ их существования, пустотность, то есть от­сутствие их самосущего бытия. Приведём пример из другой облас­ти: так, ручка, скажем, имеет грубую форму существования, ко­торая видна невооружённым глазом, а также невидимую форму су­ществования - в виде скопления атомов.

Что же означает каждая из этих двух: "абсолютная истина" и "условная истина"?

Если говорить кратко, то, в грубом приближении, абсолютная истина - это постижение высшей природы объекта познания безо­шибочно познающим субъектом, а относительная, или условная, истина - это постижение таким субъектом проявлений относитель­ной природы объекта. Так пустота и истинные пресечения суть абсолютные истины, всё же остальное - истины условные.

Все явления тем или иным образом зависимы: они либо возни­кают, изменяются и прекращаются в зависимости от причин, либо находятся в зависимости от потока, либо зависят от своих сос­тавных частей и т. д. На к какому бы типу зависимых явлений они ни относились, они существуют только в зависимости от дру­гих явлений. Ни одно из явлений не может существовать само по себе. Поэтому все они пусты, т. е. лишены самосущего бытия. Тем не менее все деятели, действия и объекты условно истинны. Кратко говоря, поскольку явления лишены самосущего бытия, они изменяются, становясь то тем, то другим, а поскольку явления существуют условно, то имеется хорошее и плохое, полезное и вредное.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по теме

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Действительно, к восемнадцатому веку образовался кризис как в богословской, так и в аскетической литературе. Например, богословские трактаты Отцов Церкви почти полностью вышли из широкого обращения и перестали переписываться. ...