Буддизм Тибета
Страница 15

Что такое пустота, объект этой мудрости?

Пустота - это конечная природа всех явлений. Она, например, не возникает благодаря сострадательной деятельности Будд или же благодаря деяниям живых существ. Все явления до единого, в силу самого факта их возникновения, пусты по своей природе. Сутра гласит: "Появляются ли Татхагаты или нет, природа и ре­альность явлений просто пребывают".

Что же такое эта "природа явлений"?

В комментарии Чандракирти на "Четырехсотенную" Арьядевы го­ворится: "Здесь "самость" - самобытие (свабхава) явлений, то есть их полная независимость от чего бы то ни было другого. Несуществование этого [рода самости] есть безсамостность". Та­ким образом, самобытиё (самосущее бытиё) - отрицается, и имен­но отрицание самобытия и называется пустотой.

Как же удостовериться в существовании такого рода пустоты?

Хотя все явления всегда были пусты по природе, мы были нес­пособны постичь это. Понять, что значит "пустотность", можно опираясь на рассуждение в стиле школы мадхьямиков.

В общем, истинная природа явлений, или способ их существо­вания, и то, какими они предстают нашему сознанию, противопо­ложны и противоречат друг другу. Хотя природа явлений заключа­ется в том, что они не обладают самобытием, однако, в силу на­шей безначально обусловленной приверженности концепции самосу­щего бытия, все явления, воспринимаемые нашим сознанием, ка­жутся обладающими самобытием, и мы представляем их себе именно такими. Поскольку, по этой причине, восприятие явлений нашим сознанием и подлинная природа их бытия противоположны, то наше восприятие явлений, как и наша приверженность такому восприя­тию, в корне ошибочны. В частности, ум, воспринимающий самобы­тиё, - это ложный ум, заблуждающийся относительно объекта сво­его восприятия. Поэтому нужно убедиться, что объект, восприни­маемый умом, - тем самым умом, который до сих пор безоговороч­но признавал эту ложную видимость самобытия, думая: "Это ис­тинно существует", - не существует. Как только объект концеп­ции самобытия признан несуществующим, легко удостовериться в пустотности как природе бытия всех явлений, т. е. в отсутствии их самобытия.

В связи с этим прежде всего важно установить, каким образом наше сознание получает ложное представление [о природе вещей]. Для нас поначалу все явления до единого предстают как обладаю­щие самостоятельным бытиём. Например, когда человек думает о себе: "я, я", ему представляется самодостаточное "я", как бы не имеющее нихакого отношения к собственному телу, уму, психо­физическим совокупностям и потоку сознания, отличное и совер­шенно независимое от них. Тот, кто полностью уверен в истин­ности такого представления и привержен ему, пусть задаст себе такой вопрос: "Если это "я" существует таким, каким оно предс­тавляется - всецело независимым от психофизических совокупнос­тей, элементов и источников самого человека, - тогда тождест­венно ли оно совокупностям или отлично от них?"

Если бы "я" и психофизические совокупности были тождествен­ны, невозможны были бы все эти подразделения на совокупности, элементы, источники и т. п.; все совокупности были бы одним целым [как само это "я"] . Или же, подобно тому, как имеются совокупности, элементы и источники, должно существовать и мно­жество "я". Более того, когда, например, разрушается совокуп­ность формы этой жизни, (То есть наше физическое тело. - При­меч. отв. ред.) то также должно было бы разрушаться и "я". Следовательно, невозможно, чтобы "я" и совокупности были одним и тем же.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другое по теме

Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинс ...