Буддизм Тибета
Страница 14

7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются да­же лёгкая сонливость и возбуждённость, как только они появля­ются.

8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно - так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот про­цесс.

9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама со­бой, без усилий.

Эти девять состояний сосредоточенности достигаются посредс­твом шести сил. Первое состояние - силой слушания, второе - силой размышления, третье и четвертое - силой внимательности. Пятое и шестое - силой осознания, седьмое и восьмое - силой усилия, девятое - силой знакомства.

Девяти состояниям сосредоточенности отвечают четыре вида умственной деятельности [посредством которых сознание овладе­вает своим объектом]:

1. Принудительная фиксация: во время первого и второго сос­тояния сосредоточенности сознание с усилием фиксируется на объекте концентрации.

2. Прерывающаяся фиксация: от третьего до седьмого состоя­ния сосредоточенность перемежается [с рассеянностью].

3. Стабильная фиксация: во время восьмого состояния созна­ние способно удерживаться на объекте неотлучно.

4. Самоподдерживающаяся фиксация: во время девятого состоя­ния сознание само собой удерживается нана объекте.

Если совершенствовать безмятежность, правильно понимая сущ­ность, порядок и отличия степеней, объясненных выше, безупреч­ное медитативное сосредоточение можно легко выработать пример­но за год.

Тема безмятежности изложена выше применительно к объектам вообще. В частности же, если развивать безмятежность, взяв в качестве объекта само сознание, обнаруживаются дополнительные преимущества. Мы узнаем свое собственное сознание. Сознание столь же пусто, как и пространство, не имеющее никаких физи­ческих качеств, таких, как форма или очертание. Сознание - это нечто, просто воспринимающее ясно и четко любые аспекты объек­та, которые предстают перед ним. Установив таким образом, что представляет собой сознание, можно переходить к девяти состоя­ниям, уничтожению пяти ошибок, применению восьми противоядий и т. д., что уже объяснялось выше при рассмотрении объектов во­обще. Так развивают безмятежность.

Здесь были просто перечислены элементы безмятежности, в ви­де предельно сжатого изложения наставлений Майтреи и Асанги. Мерой достижения безмятежности, после приобретения подвласт­ности ума и тела, является нерушимая подвластность, то есть способность сохранять сосредоточенное сознание на объекте. Именно тогда достигается подлинная безмятежность, которая вхо­дит в подготовительную стадию "первой медитации", относящейся к миру форм. (Остальные три из "четырех медитаций" относятся к более уровням "трех миров". - Примеч. пер.) После достижения безмятежности сознание уже послушно, и на как благой объект или мысль его ни направить, остаётся на нём неотлучно. В силу этого способность сознания к постижению чрезвычайно возраста­ет.

Практика высшей мудрости

Как же практикуется мудрость?

Вообще есть пять видов мудрости, но главные из них - это мудрость, познающая условное, - или номинальное знание, - и мудрость абсолютного знания, то есть знание природы бытия. Каждая из них имеет множество аспектов, но здесь будет расс­мотрена та мудрость, выработав которую в своем потоке созна­ния, можно полностью преодолеть препятствия скверн и препятс­твия к всеведению.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другое по теме

История средневековой арабо-исламской философии
...