Католики восточного обряда в Санкт-ПетербургеСтраница 5
В декабре 1920 года митрополит Шептицкий смог, преодолев многие трудности, добраться до Рима, где Папа Бенедикт XV утвердил назначение о.Леонида Федорова Российским экзархом, пожаловав ему титул апостольского протонатария. В том же 1922 году о. Леонид так оценивал положение своего экзархата: "У нас два центра русских католиков. Один в Петрограде, другой в Москве. В Петрограде у нас около 70 верующих, в Москве - около 100, в Саратове пока только 15. Более того, у нас более 200 верующих рассеяно по всем городам и селениям нашей огромной страны . Некоторые покинули Россию между 1918 и 1919 годами, что бы спасти свою жизнь или поискать лучших условий жизни. Некоторые умерли от голода или различных болезней. Число таких, которые покинули нас, доходит до 2-х тысяч ."
В декабре 1922 года церковь Сошествия Святого Духа была опечатана. Теперь "кафедра" российского экзарха помещалась в приемной у Ю.Н.Данзас, алтарь был заставлен ширмой, чтобы "ничего подозрительного в глаза не бросалось". Потихоньку в праздники стали проводить торжественные богослужения. В январе 1923 года митрополит Андрей Шептицкий подчинил Леониду Федорову греко-католиков в Белоруссии. Но тучи сгущались. Предчувствуя арест, 4 марта 1923 о.Леонид поручил временное управление северной частью экзархата о.Алексею Зерчанинову, а о.Епифаний Акулов (иеромонах Александро-Невской лавры, перешедший в католичество летом 1922 года) был назначен несменяемым заместителем настоятеля закрытой церкви Святого Духа. Вечером того же дня экзарх выехал в Москву и там был арестован. После ареста о. Леонида в коридоре квартиры сестры Иустины продолжал служить о.Епифаний. По праздникам службы совершались в церкви святого Бонифация на Церковной улице. В июня 1923 года властями было принято решение о ликвидации церкви Сошествия Святого Духа. 17 ноября 1923 года обе сестры из общины Святого Духа и о.Иоанн Дейбнер были арестованы. Затем последовали аресты остальных русских католиков. Отец Епифаний во время арестов был в Витебске; приехав в Петроград и, обнаружив квартиру Данзас запертой, он сразу понял, в чем дело. Священник сам отправился в милицию и сообщил, что и он русский католик. "Почему меня не арестуют?" - спросил он. "У нас нет ордера", - прозвучал ответ. Отцу Епифанию это показалось несправедливым, он настоял на аресте. Он был арестован и получил 10 лет.
Теперь община была разбросана по всей России - кто-то оказался на Соловках, кто-то в Суздале, кто-то в Тобольске. В июне 1924 года был арестован последний в Ленинграде священник восточного обряда о.Алексей Зерчанинов. С отправкой его в ссылку в Сибирь община русских католиков была обескровлена, она не имела ни своего храма, ни своих священников. Все же, попытки подготовить новых священников восточного обряда предпринимались. С 1926 года в нелегальной Ленинградской Духовной семинарии учился Яков Турхан, но в январе 1927 года он был арестован. Так же в начале 1927 года были арестованы еще 14 русских католика, среди них были: сестра Евпраксия (Е.А.Башкова) и Елена Беляева, обвиненные в том, что они обучали детей катехизису. Предположительно в 1927 году был возведен в сан католического священника восточного обряда Николай Михалев. Он служил в различных ленинградских церквях, но в 1929 году ушел за штат и до 1933 года занимался литературно-техническим трудом, а затем уехал в Смоленск.
В начале 1930-х годов русские католики посещали церкви Французской Божией Матери и св.Станислава. Особенно много их собиралось в дни памяти святого Иосафата и святой Терезы. В мае 1931 года по делу настоятеля храма св.Станислава о.Стефана Войно была арестована очередная группа из общины русских католиков.
Другое по теме
Крест "мальтийский", или "георгиевский"
Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда "верою поклонился, - как
говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего" (Евр. 11,21), "жезла, - разъясняет
святой Иоанн Дамаскин, - служившего изображением креста& ...