Католики восточного обряда в Санкт-ПетербургеСтраница 1
Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге
На протяжении веков после событий XI века, приведших к разделению Единой Вселенской Церкви, на фоне все большего обособления, предпринимались все новые и новые попытки восстановления утраченного единства. К сожалению, все они не увенчались успехом. В начале ХХ века в России появились общины, являющие собой образ будущего единства, находящиеся в общении с Римским Престолом и живущие в восточной литургической традиции. Их судьба была сложной и даже трагичной.
Их было немного - католиков восточного обряда, живших в самом начале ХХ века в Российской столице, всего несколько десятков. Но зато, что это были за люди! В первую очередь стоит назвать Наталью Ушакову, именно она была сердцем общины и во многом благодаря ей и ее дяде - Петру Аркадиевичу Столыпину, благоволившему своей племяннице, стало возможным создание общины русских католиков, продление ее существования в условиях войны и революционных преобразований. Так же костяк общины составляли: князь Белосельский, княжна Елена Долгорукая, госпожа Гончарова, госпожа Яновская, госпожа Потемкина и госпожа Федорова, мать будущего экзарха русских католиков о.Леонида. Были и симпатизирующие: такие, как граф Бобринский, граф Оболенский, который наследовал Победоносцеву (ушедшему в октябре 1905 года в отставку с поста обер-прокурора Синода), наконец, Хомяков, брат председателя Думы.
После Указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 года появилась надежда на открытие храма. Благодаря стараниям Натальи Сергеевны Ушаковой из ссылки за переход в католичество был выписан 57-летний священник Алексей Зерчанинов, бывший благочинный нижегородской епархии. Первым делом было направлено прошение об утверждении общины и разрешении на открытие церкви. В ожидании ответа, Литургии служились в комнате о.Алексея. В мае 1908 года Кардинал Гаспари именем Папы назначил о.Алексея главой миссии русских католиков восточного обряда. | o. Алексей Зерчанинов |
В документе, датированном 22 мая 1908 года и написанном на латинском языке, среди прочего Папа Пий X предписывает общине "со всякой строгостью соблюдать греко-славянский обряд в его чистоте, не допуская ни малейшего смешения с латинским или любым другим обрядом".
"Молитесь за наше общее дело, особенно за меня, старого дурака", - писал о. Алексей Зерчанинов во Львов митрополиту Андрею Шептицкому, опекавшему русских католиков по поручению Папы. В самой общине в то время назревал конфликт из-за пристрастия Зерчанинова к латинским нововведениям, так как все латинское казалось ему "более католическим". Особенно был недоволен Иван Дейбнер, так же священник восточного обряда, о чем знали лишь двое - о.Андрей и Ушакова, для остальных же он оставался юристом, чиновником одного из имперских учреждений.
В сентябре в общине появился человек, представившийся старообрядческим священником Евстафием Сусалевым и заявивший о желании воссоединиться со Вселенской Церковью. После консультации с Римом о белокриницкой иерархии он был принят в лоно Католической Церкви в сущем сане. Отец Евстафий был строг в соблюдении обряда, чем снискал уважение в общине. Вскоре, будучи неподчиненным Синоду старообрядцем, он предложил свою помощь в открытии церкви. Идея понравилась, и все с воодушевлением принялись за дело. Под церковь было решено отдать мансарду по адресу ул.Полозова, дом 12, принадлежавшую одной из прихожанок. Средств было не слишком много, как и времени, ведь близилась Пасха. Работа кипела всю Страстную Неделю. К началу Пасхальной Службы все было закончено. "Свет множества свечей, аромат фимиама, пение радостных молитв так щедро обогатили эту маленькую церковь, что все великолепие храмов столицы казалось уже ненужным и лишним", - писала Л.Д.Федорова. Церковь была полна людей, хотя о Службе не было никакого объявления. После Литургии о.Евстафий отправил телеграмму следующего содержания: "В Светлый Праздник Христова Воскресения русские старообрядцы, приемлющие общение со Святейшим Римским Престолом, возносят молитвы о здравии Вашего Императорского Величества и Государя Наследника Цесаревича". Ответ с благодарением пришел через три недели, став призрачной надеждой на официальное разрешение открытия церкви. Вскоре стал служить и о.Иоанн Дейбнер, по доносу уволенный со службы, что позволило ему полностью отдаться делам общины.
Другое по теме
Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова
брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во
много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и
бесчинс ...