Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге
Страница 3

Популярность общины не понравилась Синоду. 23 (10 февраля ст.с.) произошло чрезвычайное событие, в церковь вместе с нарядом полиции вошел викарный епископ Санкт-Петербургской православной епархии Никандр. Он прервал службу и сказал собравшимся, что их обманывают и это вовсе не православный храм. Он провозгласил анафему тем, кто не выйдет вместе с ним. Никто не вышел, и о.Иоанн Дейбнер спокойно продолжил службу. Несколькими днями позже 6 марта (21 февраля ст. с.) 1913 года церковь Святого Духа закрывают. Отец Алексей, после закрытия храма, перебрался служить в часовню при соборе св.Екатерины на Невском проспекте.

Описание российские системы безопасности здесь.

Тем не менее, службы в церкви на Бармалеевой совершались, но только "для своих". Дело в том, что кроме опечатанного входа имелся другой, из соседней квартиры, где жил о.Иоанн. Обычно дверь была заставлена шкафом, поэтому полиция ее не заметила. В Пасху 1914 года в опечатанной квартире с завешенными коврами окнами и дверьми были совершены богослужения Страстной Пятницы и Светлого Христова Воскресения. В 1914 году в Петроград приехал отец Леонид Федоров. Петербуржец, воспитанник митрополита Шептицкого, после основательной учебы за границей и работы под крылом владыки он приехал служить в родной город. Но, увы, всего через две недели он был арестован и сослан в Тобольск. Правительство было убеждено, что митрополит Андрей - заклятый враг России, о.Леонид же - его агент, соглядатай, иезуит, шпион - место которому в ссылке в Сибири.

o. Леонид Федоров

Во время I Мировой войны русские католики поделились на группки, сплоченные вокруг священников. Первая собиралась вокруг о.Алексея, служащего в церкви св.Екатерины; на Службы приходило 30-40 человек. "Заходили:и благочестивые бабы из латинского прихода, - писала княгиня Грузинская. - и наблюдали, не без ужаса, за тем, что творилось в "капличке". Вторая группа собиралась в опечатанной церкви Святого Духа на Бармалеевой, где служил о.Иоанн. Третья сплотилась вокруг о.Глеба Верховского, приехавшего в 1915 году. Его отличительной чертой было стремление строго соблюдать восточный обряд, так как о.Алексей и о.Иоанн мало-помалу вводили в совершаемые ими богослужения всевозможные "латинизмы". Поначалу он служил на квартире, а затем в церкви святого Иоанна Крестителя на Садовой улице. Настоятель этой церкви отец Сигизмунд Лозинский первоначально предоставил для богослужений часовню, но потом восточная Служба стала совершаться в главном алтаре, попеременно с латинской. Тем самым о.Сигизмунд решил показать равноправие двух обрядов, а для своих прихожан он даже выпустил молитвенник с объяснением частей славянской литургии и ее переводом.

К "восточникам" перешел и русский священник латинского обряда о.Диодор Колпинский. Так же в городе на нелегальном положении находился о.Т.Семяцкий. Чтобы как-то собрать воедино русских католиков, решено было устраивать регулярные встречи на квартире княгини Грузинской. Но все же раздробленной общине не хватало авторитетного руководителя. Перемены принес 1917 год, когда в Петроград вернулся отец Леонид.

Приехал и митрополит Андрей Шептицкий. Вновь была открыта церковь на Брамалеевой. В ней совершили Пасхальное богослужение, а Крестный ход впервые прошел на улице. "Пасхальная заутреня и следовавшая за ней Литургия были воистину единением всех. Было много православных. Цель же - создать атмосферу любви", - писала одна из прихожанок С.А.Лихарева. Основной задачей пребывания митрополита Андрея Шептицкого в Петрограде было каноническое устройство Церкви. 29 мая 1917 года, в воскресенье Всех Святых, в актовом зале гимназии при соборе св.Екатерины начался I Собор Русской Католической Церкви, на котором присутствовали все католические священники восточного обряда, а так же представители от мирян. Заседания проходили торжественно, были выставлены Святые Дары, все были в праздничных облачениях. Митрополит Андрей установил в России Экзархат, а его главой назначил о.Леонида Федорова с титулом митрофорного протопресвитера.

митрополит Андрей Шептицкий

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Действительно, к восемнадцатому веку образовался кризис как в богословской, так и в аскетической литературе. Например, богословские трактаты Отцов Церкви почти полностью вышли из широкого обращения и перестали переписываться. ...