О смерти первой и смерти второй
В чем же состоит истинное содержание Священного Писания о первом воскресении (Откр. 20, 5)? Для выяснения того, что здесь разумел Апостол, лучше всего обратиться к понятию, сущностно противоположному Воскресению, - смерти. Писание различает два вида смерти: смерть духовная (Рим. 6, 13; Еф. 2, 1-6) указует на то, что дух человека пребывает во грехе и осуждении от Бога, и смерть физическая означает разлучение тела и души (Быт. 35, 29).
Наши прародители претерпели оба рода смерти, один раз умерши духовно в день, когда нарушили заповедь Божию (Быт. 2, 17), и телесно, спустя много лет после грехопадения. Подобно этому и в акте возвращения человека к вечной жизни во Христе мы можем различать две последовательные ступени: обращение от греха и примирение с Богом, что с полным правом можно назвать воскресением первым и следующим за ним второе воскресение с обновленным телом. Об этих двух воскресениях человека и соответствующих им двух родах смерти, с присущим ему проникновением, говорит Иоанн Златоуст. "Смерть у нас двоякая, потому и Воскресение должно быть двоякое. А у Христа одна смерть, ибо Христос не согрешил, но и эта одна смерть была для нас, ибо Он не подлежал смерти, так как он был не причастен греху, следовательно и смерти. Поэтому Он и Воскрес Воскресением только от одной смерти, а мы, умершие двоякою смертию, воскреснем двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним через крещение. Это одно Воскресение - отпущение грехов, а второе - Воскресение тела. Он дал тебе большее, ожидай и меньшаго, первое воскресение гораздо важнее последнего, ибо гораздо важнее избавиться от грехов, нежели видеть тело воскресшим. Тело погибло потому, что согрешило, если грех есть начало падения, то начало восстания есть освобождение от греха. Мы уже восстали б(льшим воскресением, избавились от тяжкой смерти греховной, сняв с себя ветхую одежду, не будем же отчаиваться в меньшем".
Приемля слова Апостола о первом воскресении как о воскресении духовном, мы принимаем и вытекающий отсюда вывод, согласно которому праведники уже здесь на земле и за гробом до всеобщего Воскресения живут во Христе и царствуют с Ним, хотя и иначе, чем будут царствовать после воскресения тела.
Итак, для праведников тысячелетнее царство, начавшееся здесь на земле, продолжается после их телесной смерти на небе - до всеобщего Воскресения.
В еще более близком духовном отношении к учению о воскресении первом стоит встречающееся в книге Откровения выражение "смерть вторая" (Откр. 21, 8). Святой Иоанн Богослов говорит о двух смертях для грешников и двух воскресениях для праведников. Оба эти понятия сколь противоположны одно другому, столь же связаны сущностно, и посему могут быть изъяснены только неким единым образом. Так, о смерти мы читаем: "И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откр. 20, 13-14). И далее: "Боязливых и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь о озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21, 8). О том, что здесь речь не о телесном умерщвлении грешников, а о предании их вечному мучению, ясно следует из другого места той же книги: "Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою... будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и Агнцем. И дым мучений будет исходить во веки веков (Откр. 14, 9-11).
Этот образ смерти духовной - Апостол называл ее смертью второй, т.е. смертью уже мертвых духовно и умерших телесно - указывает лишь на усугубленное состояние смерти. Переход грешника от одной степени мертвенности к другой столь неизъяснимо мучителен, что рядом с первой земной, духовно-телесной смертью она может быть названа "смертью после смерти".
Именно в этом, надо полагать, и будет состоять потрясающее по своей сути для грешников откровение Страшного Суда. Если бы после своей смерти телесной человек сразу бы получал и окончательное воздаяние бездны смерти, то что бы мог прибавить грешнику Страшный Суд? Итак, только на Страшном Суде грешники, давно почившие и пребывающие в вечности (т.е. мертвые телесно) получат полное воздаяние за грехи и вкусят от плодов смерти в абсолютном смысле этого слова. Такое толкование книги Откровения отвечает приведенному нами суждению святого Иоанна Златоуста о двоякой природе смерти - духовной и телесной. В самом деле, телесная смерть нередко бывает предваряема смертью духовной уже при жизни земной и таким образом может считаться второй смертью. Но, как нам возвещено Апостолами, при всеобщем Воскресении наши тела восстанут во плоти и смерть тела уже не будет иметь места в вечности, она представляет лишь первые губительные плоды воздаяния за грехи. Окончательный приговор на "бытие в смерти" грешники получат на Страшном Суде и поэтому телесная смерть есть как бы начало того, конец чему в смысле полного воздаяния за грех положит Второе Пришествие Христово и Страшный Суд.
Читая пророчества Апостола о смерти второй, мы узнаем, что осужденные Страшным Судом будут брошены в "озеро огненное вместе со зверем, лжепророком и диаволом" (Откр. 20, 10). Последствия этого будут простираться не только на дух человека, но и на воскресшее тело, которое хотя и не умрет, но испытает жесточайшие мучения.
Рекомендуем к прочтению
Крест "якореобразный"
Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в
Риме - в 230-м, а в Галлии - в 474 году. А из "Христианской символики" узнаем, что
&qu ...
Кем и почему определяется поведение членов Церкви?
Церковь - Богоустановленный организм, Тело Христово, “поэтому мы должны в порядке
совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена” (XL). С апостольских
врем ...
Вторая фаза колливадских споров: Вопрос о частом причащении
С новой силой, хотя и без прежней остроты, они вспыхнули в начале девятнадцатого
века, и главной их причиной стал вопрос о частом причащении Таин Христовых. Наиболее
значимым п ...