Церковь как социальный институт
Страница 9

Социологический анализ современной религиозной ситуации не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функ­ционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, ко­торые складываются в процессе религиозной деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений за­висит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиоз­ной ситуации является религиозность населения. В социологии рели­гии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:

· религиозная вера (идентификация себя как верующего человека),

· религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совер­шении обрядов и таинств),

· принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, об­наруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиоз­ности. Степень религиозности указывает на то, каково влияние рели­гии на индивида или группу; уровень религиозности — на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в обществе, в той или иной социальной группе. Проводимые в последние годы социо­логические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно эти процессы проявляются в быстром и внушительном росте религиозных объединений в современном российском обществе. В тоже время следует отметить противоречи­вость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв — на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в Бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. [7, с.378, 384]

В России сегодня не существует официальной статистики член­ства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от гра­ждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение соци­ально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции — православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православ­ная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов. По социологическим данным, верующих, сознательно вовлеченных в церковную дисциплину — 2,5-3% от всего населения. Относительно стабильно посещают храмы около 7%. Назы­вают себя православными почти 50% населения, но без постоянной во­влеченности в церковную жизнь. [3]

Мусульмане не имеют единой структуры, в России зарегистриро­вано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потен­циальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, — 3-4% всего населения. При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к ак­тивной значительно проще, чем в православии. [3]

Среди других христианских конфессий в России действуют:

· Православные других юрисдикций: Российская Православная Свобод­ная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода. Истинно-Православ­ная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разруше­ния централизованной структуры Церкви в 1927 г., — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные).

· Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин, есть и не­зарегистрированные.

· Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины.

· Протестантские конфессии — 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. от­носительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пя­тидесятников — этнические русские).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Учение о нравственности как следствие экклезиологии св. Климента
В первых главах Послания св. Климент приводит на память коринфянам все те добродетели, которыми прославилась эта древняя община - “прежнюю прекрасную и чистую жизнь, полную братской любви” (XLVIII). Это и “трезвенное и кроткое ...