Церковь как социальный институт
Страница 8

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возни­кающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориенти­руют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедниче­ская, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации. За последние годы церквам переданы из государственных музеев священные реликвии.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повыше­нию профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ори­ентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы. [2, с.140]

3. Религиозная ситуация в современной России

В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к по­степенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее вос­производства в новых поколениях.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно ко­роткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос обществен­ный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой обще­ственного мнения. Поддержку и одобрение как государственных орга­нов, так и общественности встречает деятельность религиозных орга­низаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах мас­совой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представи­тельные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и цере­моний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается об­ращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеи­стами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, ок­культизм, всякого рода суеверия.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что совре­менная религиозная ситуация характеризуется:

· во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния администра­тивно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и сво­боды совести,

· во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного уче­ния,

· в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, праздно­ваний и ритуалов,

· в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопро­вождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

История развития формы креста
В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висел ...