Церковь как социальный институт
Страница 3

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру об­щества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция ре­лигии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, хри­стианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приоб­щаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценно­сти общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. [6, с.473]

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих при­верженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запре­тов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с.377]

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще не­сколько социальных функций. Наиболее важные из них:

· мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения че­ловека, определяет его понимание мира;

· компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть ут­рачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся кон­тролю со стороны индивида;

· интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценно­стей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают од­ной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благо­даря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочув­ствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. [2, с.67]

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, воспол­няет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как пе­рестройки сознания, так и изменения объективных условий существо­вания. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, соци­альное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разоб­щенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещ­ные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично­стным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуни­кативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана об­щения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выпол­няют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию оп­ределенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколе­нию.

1.3. Роль церкви в обществе

Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тожде­ственны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определен­ные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Рели­гиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межна­циональные отношения, семью, на область культуры через деятель­ность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Про­исходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с.69]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Крест осмиконечный православный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Го ...