Церковь как социальный институт
Страница 1

Церковь как социальный институт

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизован­ную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институ­тов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с пози­ций социологии. Социология религии — это одно из направлений со­циологии, объектом исследования которого являются различные рели­гиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками счи­таются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функцио­нального изучения религии как “коллективного представления”, во­площающего систему верований и действий, санкционированных общест­вом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социаль­ного действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинно­сти или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм, о степени адекватности отражения религиозным сознанием дей­ствительности. Религиозное сознание изучается социологией как со­циальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззре­ния, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно высту­пает регулятором социального поведения личности, группы, общества. Социология религии исследует не только распространенность религи­озного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния ре­лигии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержа­ние в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изме­нений, происходящих в обществе.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная под­система и изучается ее взаимодействие с другими социальными струк­турами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и цен­ности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизнен­ные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием высту­пает изучение церкви в качестве специфического социального инсти­тута. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отно­шений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

История России и СССР, где общественно-политической и духов­ной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продол­жает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.

1. Функции церкви в обществе

1.1. Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.

Важным элементом религиозного комплекса яв­ляется церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных при­знаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Напри­мер, христиан­ская церковь с первых веков своего существования по­строила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь вы­ступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственно­стью, которая составляет экономическую основу ее сущест­вования. Для церкви типично также наличие четко разработанной дог­матики и детализированного культа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинс ...