Спорные вопросы крещения РусиСтраница 3
Пока никто из специалистов не пытался использовать для изучения истоков христианства каменные кресты, рассеянные по всему северо-западу Руси. А у них находится параллель в Ирландии, причем на Руси кресты явно уступают ирландским образцам, отличающимся богатыми и разнообразными резными орнаментами. Ирландскими по происхождению, как это отметил М.Ф.Мурьянов, являются и колокола рано, в отличие от Византии, появившиеся в русских церквях.
Проявлением ирландского влияния может служить сказание о начале Печерского монастыря (1051 год летописи). Существуют три версии начала монастыря: Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, и "Повесть временных лет". В Несторовом житии, в частности сказано,что монастырь был создан, когда к Антонию собралось 15 человек.По повести же их было
12. Это небольшое расхождение может иметь принципиальное значение, так как только устав ирландской церкви требовал для открытия монастыря наличия 12 иноков.
Наступление Рима на ирландскую церковь приняло тотальных характер при Григории VII(1073-1085). На приверженцев ирландско-британской церкви натравливались полуразбойничьи отряды Вильгельма Нормандского, завоевавшего Британию в 1066 году.
Борьба Рима с арианством в действительности началась раньше, а завершилась позже. Арианство было"Домашней" проблемой Рима. Арианами были завоевавшие Италию готы, а затем лангобарды. Арианства придерживались вандалы, аланы,руги и другие племена, населявшие область Среднего Подунавья. В самом арианстве было много течений.
И ирландское христианство, и арианство сохраняли многие черты раннего христианства, в частности демократические формы организации. Ирландскую церковь римская церковь упрекала в пелагианстве - том самом течении, которое Н.К.Никольский обнаружил в раннем русском христианстве. Пелагий отстаивал свободу каждого человека и способность его без участия церкви достичь "спасения" путем добрых дел. Ариане также не знали церковной субординации. Община выбирала епископа, а совет епископов решал общие дела. Арианство потому и усваивалось на стадии военной демократии, что власть в это время еще не оторвалась окончательно от общества, не противопоставила себя ему.
Интересно, что именно арианский символ веры помещен в "Повесть временных лет".Но обычно этот вопрос объясняли ошибками переписчиков. На спор о летописном символе веры, который зародился еще в конце прошлого столетия, неизбежно накладывало отпечаток представление о святости Владимира, поэтому само погружение в исследование этого вопроса могло выглядеть как покушение на авторитет равноапостольного князя. Разница в словах "единосущный" и "подобосущный" в греческом языке заключается в всего одной букве, однако имеет принципиально важное отличие. Первый Никейский собор ввел понятие единосущность, а ариане нарочито говорили подобосущность. В летописи, как это отметил П.Заболотский, отмечается не только подобосущие, но и старшинство Бога Отца - либо во времени, либо по отношению к двум другим ипостасям.
В конечном счете именно вопрос об арианстве является стержневым в понимании взаимосвязи древне русского христианства с кирилло-мефодиевской традицией. В "Написании о правой вере" говориться, Что Кириллу пришлось бороться с "арианским неистовством", "савелианским неистовством", с "тщеглашением" о втором лице Троицы.
Савелианство - это павликианство. Ссылками на апостола Павла эта ересь активно отвергала насаждавшуюся Римом и Константинополем церковную иерархию. В этом плане ариане становились естественными союзниками павликиан. У западных славян к тому же особый культ апостола Павла как просветителя Иллирии - предполагаемой прародины славян. Почва для павликианства здесь была благодатной. У арианства же здесь были и глубокие исторические корни.
Существенно, что в Македонии, где эта ересь была особенно сильна, получает распространение глаголическая письменность, которую позднее римская церковь будет называть "готским" письмом и видеть в ней тайнопись ариан.
Ариан в папских документах чаще всего называли готами.У Фомы Сплитского приводится рассказ, в котором славяне отождествляются с "готами".
Именно в свете указанных фактов особое значение приобретает "Послание епископа краковского Матвея Бергарду Клервоскому". Дав ревностных католика обменивались посланиями в поисках аргументов для организации крестового похода против славян, который состоялся в 1147 году. Главным же обвинением являлось не язычество их, а приверженность вере "рутенов", отличавшейся не только от римского, но и от константинопольского вероисповедания. Суть обвинений - это "тщеглашение", о втором лице Троицы, которое характерно для ариан.
Другое по теме
Предполагаемый год написания Послания, повод для написания и авторитет Послания
в Церкви
Время написания Послания определяется последним десятилетием первого века, т.е.
временем окончания царствования имп. Домициана. По мнению Попова и Баланоса - это
93-95 гг.; Годэ, Барденхевер и Тиксерон склоняются к 95-98 гг.; ...