Спорные вопросы крещения Руси
Страница 3

Пока никто из специалистов не пытался использовать для изучения истоков христианства каменные кресты, рассеянные по всему северо-запа­ду Руси. А у них находится параллель в Ирландии, причем на Руси кресты явно уступают ирландским образцам, отличающимся богатыми и разнообраз­ными резными орнаментами. Ирландскими по происхождению, как это отме­тил М.Ф.Мурьянов, являются и колокола рано, в отличие от Византии, по­явившиеся в русских церквях.

Проявлением ирландского влияния может служить сказание о начале Печерского монастыря (1051 год летописи). Существуют три версии начала монастыря: Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, и "Повесть временных лет". В Несторовом житии, в частности сказано,что монастырь был создан, когда к Антонию собралось 15 человек.По повести же их было

12. Это небольшое расхождение может иметь принципиальное значение, так как только устав ирландской церкви требовал для открытия монастыря на­личия 12 иноков.

Наступление Рима на ирландскую церковь приняло тотальных характер при Григории VII(1073-1085). На приверженцев ирландско-британской церкви натравливались полуразбойничьи отряды Вильгельма Нормандского, завоевавшего Британию в 1066 году.

Борьба Рима с арианством в действительности началась раньше, а за­вершилась позже. Арианство было"Домашней" проблемой Рима. Арианами бы­ли завоевавшие Италию готы, а затем лангобарды. Арианства придержива­лись вандалы, аланы,руги и другие племена, населявшие область Среднего Подунавья. В самом арианстве было много течений.

И ирландское христианство, и арианство сохраняли многие черты ран­него христианства, в частности демократические формы организации. Ир­ландскую церковь римская церковь упрекала в пелагианстве - том самом течении, которое Н.К.Никольский обнаружил в раннем русском христианс­тве. Пелагий отстаивал свободу каждого человека и способность его без участия церкви достичь "спасения" путем добрых дел. Ариане также не знали церковной субординации. Община выбирала епископа, а совет епис­копов решал общие дела. Арианство потому и усваивалось на стадии воен­ной демократии, что власть в это время еще не оторвалась окончательно от общества, не противопоставила себя ему.

Интересно, что именно арианский символ веры помещен в "Повесть временных лет".Но обычно этот вопрос объясняли ошибками переписчиков. На спор о летописном символе веры, который зародился еще в конце прош­лого столетия, неизбежно накладывало отпечаток представление о святос­ти Владимира, поэтому само погружение в исследование этого вопроса могло выглядеть как покушение на авторитет равноапостольного князя. Разница в словах "единосущный" и "подобосущный" в греческом языке зак­лючается в всего одной букве, однако имеет принципиально важное отли­чие. Первый Никейский собор ввел понятие единосущность, а ариане наро­чито говорили подобосущность. В летописи, как это отметил П.Заболотс­кий, отмечается не только подобосущие, но и старшинство Бога Отца - либо во времени, либо по отношению к двум другим ипостасям.

В конечном счете именно вопрос об арианстве является стержневым в понимании взаимосвязи древне русского христианства с кирилло-мефодиев­ской традицией. В "Написании о правой вере" говориться, Что Кириллу пришлось бороться с "арианским неистовством", "савелианским неистовс­твом", с "тщеглашением" о втором лице Троицы.

Савелианство - это павликианство. Ссылками на апостола Павла эта ересь активно отвергала насаждавшуюся Римом и Константинополем церков­ную иерархию. В этом плане ариане становились естественными союзниками павликиан. У западных славян к тому же особый культ апостола Павла как просветителя Иллирии - предполагаемой прародины славян. Почва для пав­ликианства здесь была благодатной. У арианства же здесь были и глубо­кие исторические корни.

Существенно, что в Македонии, где эта ересь была особенно сильна, получает распространение глаголическая письменность, которую позднее римская церковь будет называть "готским" письмом и видеть в ней тайно­пись ариан.

Ариан в папских документах чаще всего называли готами.У Фомы Сплитского приводится рассказ, в котором славяне отождествляются с "готами".

Именно в свете указанных фактов особое значение приобретает "Пос­лание епископа краковского Матвея Бергарду Клервоскому". Дав ревност­ных католика обменивались посланиями в поисках аргументов для органи­зации крестового похода против славян, который состоялся в 1147 году. Главным же обвинением являлось не язычество их, а приверженность вере "рутенов", отличавшейся не только от римского, но и от константино­польского вероисповедания. Суть обвинений - это "тщеглашение", о вто­ром лице Троицы, которое характерно для ариан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Предполагаемый год написания Послания, повод для написания и авторитет Послания в Церкви
Время написания Послания определяется последним десятилетием первого века, т.е. временем окончания царствования имп. Домициана. По мнению Попова и Баланоса - это 93-95 гг.; Годэ, Барденхевер и Тиксерон склоняются к 95-98 гг.; ...