Основы формирования личности христианина
Страница 2

Это не значит, что исчезли слабости и грех, но отчаянию уже нет места и человек может постепенно преодолевать все зло, с которым он сталкивается.

Когда ученики пришли к Иисусу и спросили Его: “Ты ли Мессия или ожидать нам другого?”, Он ответил пророчеством из Книги Исаии: “Слепые прозревают, и глухие слышат” (Лк. 7, 20.22). Это была весть, понятная смиренным, она не была предназначена специально для хитрецов и премудрых, хотя была доступна всем. Началось лето Господне благоприятное: божественная весть была надеждой, она открывала возможность сделать праздником всю земную жизнь человека.

Таким образом, основополагающим значением для личности христианина обладает живое сознание, что спасение и освобождение - понятия равнозначные - находят ответ в реальности, которая уже присутствует в человеческой жизни, - во Христе.

Противоположность этому - стремление искать спасения, то есть смысла собственной деятельности и деятельности других людей, смысла времени и труда, в чем-либо, созданном человеческими руками. Это происходит с нами тогда, когда, например, мы жалуемся, что наши мечты или расчеты не о осуществились. Мы разочарованы, потому что возлагали надежду только на человеческие силы. например, в эпоху фашизма многие действительно верили в Гитлера как в божество, можно даже сказать, боготворили его. То же самое относится к людям, которые считали или считают своим спасителем Ленина или любого другого вождя. Ибо вождь есть воплощение идеологии, провозглашающей надежду на дело рук человеческих.

Такова альтернатива христианству, и это точка зрения “мира”. Христианин не может разделять эту точку зрения, потому что по самой природе своей христианин не приемлет “мирских” надежд.

2. Действенное присутствие Христа в Церкви

Действенное присутствие Христа в Церкви реализуется в общине верующих, то есть в Церкви. В той Церкви, которую основал Христос: с иерархией, епископами и таинствами, в которых заключается вся жизнь, ибо таинство - это сфера, где формируется вся жизнь христианина.

Следовательно, возлагать свою надежду на Христа, видеть в нем свое спасение значит оценивать свою надежду в рамках христианской общины: в той части Церкви, к которой мы принадлежим, быть может, маленькой и невзрачной, маленькой и полной недостатков, поскольку она состоит из таких же людей, как мы, но - если она верна иерархии, сохранившей апостольскую преемственность, - неизменно являющейся частью всей Церкви и знамением пути.

Поэтому с внешней точки зрения выражение веры - это созидание общины и жизнь в общине, а община - собрание людей, которые признают Христа спасением и, следовательно, находятся внутри всей Церкви, руководимой иерархией. Признают Христа спасением: не спасением души, но спасение жизни настоящей и будущей, путем и целью: конечным предназначение человека.

Противоположностью этому второму основополагающему моменту формирования личности христианина было бы сведение общения с Христом к общению с тем Его образом, который представляет собой создание нашего воображения: индивидуалистическое отношение к абстрактному образу, единственной конкретной характеристикой которого были бы исключительно слова Евангелия в их истолковании каждым человеком или кем-либо из экзегетов.

Напротив, присутствие Христа Является в опыте Церкви, в рамках общины, к которой принадлежит человек и значение которой, следовательно, состоит в том, что она связывает нас со всей Церковью и открывает ей. Это опыт церковной жизни там, где мы находимся: в приходской общине, в университете, на фабрике, в нашем квартале, в учреждении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

ВЕХИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ "ДОБРОТОЛЮБИЯ"
Титульный лист первого Венецианского издания "Добротолюбия" В конце остается указать основные вехи распространения "Добротолюбия" в мире. 1782 г. - первое греческое издание, осуществленное в Венеции. 1793 г. ...