Евхаристическая общинаСтраница 10
Слово Божие растет и распространяется[64] - в Книге Деяний Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви. Так мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу - как во времена Апостолов, так и сегодня - это Деяния Христа, это Служение Его Слова.
“И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом” (Деяния.16:5)
Заключение
Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и богословски, с догматической стороны, - и с практической, так сказать - “снизу”. Мы видим, что евхаристическая община - это и собрание верующих и Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству, т.е. верующих, собранных во Имя Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического собрания.
Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы сказать о эсхатологической перспективе христианской общины.
Евхаристия - это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и вознесение к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный ответ.
Церковь - это осуществление эсхатологии здесь и теперь. Хотя и отчасти, но уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения.
Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием, свершившимся две тысячи лет назад, но Он - в Евхаристии, в Своей Церкви - остался с нами во все дни до скончания века[65]. В этом наша жизнь в настоящем, в этом наша надежда - в будущее. В этом - наша вера, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом[66].
Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение[67] .
[1] Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII
[2] 2 Тимофею 1:12
[3] “Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское Наследие”, Некоторые фрагменты из Книги Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе.
[4] Секулярный - т.е. мирской, светский. Секуляризация - это стирание грани между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами, например со стороны государства или когда мирские традиции влияют на Церковь. Внутренние факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром, в либеральности учений, в ложной открытости - когда богословы сами стремятся привнести в Церковь популярные философские, психологические или социально-политические идеи.
[5] Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие имена: Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с появлением пиетизма (Шпенер), который был своеобразной реакцией на сухую схоластику, повторяющую ошибки католической школы.
[6] Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно “в Церковь”, но под такой краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул Символа Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь - единая святая кафолическая.
[7] Краткий Катехизис Мартина Лютера.
[8] С 1991-го года, семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на “свободную евангелическую”.
[9] Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом деле стало не интересно. Сегодня в постротестантских общинах заинтересованность, полезность - один из основных критериев.
Другое по теме
РЕДАКТИРОВАНИЕ И ИЗДАНИЕ СБОРНИКА
В 1777-м году св. Макарий закончил собирать материал для сборника аскетико-мистических
произведений древних подвижников благочестия. Переписанные из различных кодексов
тексты он свел в одну книгу и передал для редактирования п ...