Русская Православная Церковь
Страница 6

Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорен­тийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием в южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения а потом и гонения наиболее стойких епископов и православных лю­дей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны протестантов кончи­лись в в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, ког­да он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь. Бывшая в прошлом единая и разделенная трагическими обстоятельствами Русская земля Вновь обрела церковное и госсударственное единство. Этому немало способствовал и Патриарх Никон 1652-1658.

При Патриархе Никоне во имя единства Вселенского Пра­вославия не Руси началось испавление церковных книг по гре­ческим образцам. На старые обряды были наложены клятвы( эти клятвы были сняты 1971 год) Но многие не признавали нововведе­ний Патриарха Никона, подозревая за ним латиномудрствование.

Патриарх Никон стал жертвой интриг, за его фигурой в истории скрылись те,кто хотел потрясений в Русской Православ­ной Церкви и ослабления Русского царства.

XVIII век характеризуется значительным ростом внутреннего и внешнего миссионерства Русской Православной Церкви. Были уч­реждены Православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Корее.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), впоследствии ставший митрополитом Московским крестил десятки тысяч людей, создал алеутско-лисьевский алфавит и грамматику и перевел для новок­рещенных на их родной язык Святое Евангелие. С тех пор два ве­ка живет Русская церковь в Америке. В 1970 г. ей была дарована Автокефалия.

И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так назы­ваемое просвещенное общество, в основном дворянское, все даль­ше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как чтото отсталое мешающее усвоению западных норм жизни.

Велик вклад Русской Православной Церкви в победу и над Наполеоном во время отечественной войны 1812 года. Молитва о даровании победы русскому воинству, составленная архиепископом Августином Виноградским и возносившаяся на Бородинском поле, звучала в православных храмах,спустя 150 лет, в годы великой отечественной войны.

Проявление индивидуального, единоличного глубочайшего ре­лигиозного чувства и духа, охватывали души сотен тысяч пра­вославных людей. Но Русская Церковь как единое целое по-преж­нему не имела возможности и свободы соборного голоса и не мог­ла авторитетно высказать своего руководящего слова. Высочайший духовный авторитет того времени отец Иоанн Кронштадский, слава которого, как молитвенника и чудотворца , проникла даже за пределы Русской земли, говорил: "Почему мы не удостоились по­мощи от церкви небесной, от Христа Бога, от Богоматери, от святых в прошлую войну с Японией ? Потомучто что множество Русского народа разрушили союз с небом.

В конце XIX - начале XX века широкую издательскую дея­тельность предприняла Троице - Сергиева Лавра. Их примеру сле­довали другие издательства.

Общеправославными усилиями в России возрадилась и укрепи­лась идея о созыве Поместного Собора и восстановления Патриар­шества в Русской Церкви. Среди духовенства идея Патриаршества своим оживлением обязанна была митрополиту Антонию. Его едино­мышленниками стали архимандрит Михаил (Грибановский) и митро­полит Антоний (Храповицкий). В середине царствования Николая II 22 марта 1905 Синод единогласно постановил представить док­лад государю о восстановлении Патриаршества в России и созыве для этого Всеросийского Церковного Собора.

Предсоборное Совещание 1912 года было следующим шагом к практическому разрешению этого вопроса. Внезапно разразившаяся война отодвинула его, как и многие другие задачи русской жизн, на второй план. Россия вступала в самую трагическую пору свое­го тысячелетнего существования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинс ...