Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский
Страница 4

Видя с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского Патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. Но свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святое тело, они отправились крестным ходом в задужбину св.Лазаря Раваницу. По дороге свернули в монастырь Нову Павлицу, задужбину племянников Лазаря братьев Мусичей, также погибших во время Косовской битвы. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица.

Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в монастырь Раваницу в 1391г. и положено в храме Вознесения Господня. Здесь оно почивало вплоть до 1690 г., когда во время великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III Чарноевичем. Тогда раваницкие монахи тоже, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя сначала в Сент-Андрею около Буды (Будапешт), а затем в 1697 г. на Фрушку гору, где они обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны, когда его, 14 апреля 1942 г., перед усташским террором обрушившимся на фрушкогорские монастыри перенес в кафедральный собор в Белграде профессор университета протоиерей Радослав Груич.Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи св.царя Уроша и князя Стефана. Почти полвека святые мощи находились в кафедральном соборе св.Архангела Михаила в Белграде. В 1989 г во время празднования 600-летия Косовской битвы мощи святого князя Лазаря вновь были перенесены в монастырь Раваницу, где сейчас и почивают.

Благоверная супруга Лазаря княгиня Милица с трудом управляла сербской страной, так как ее сыну Стефану было еще только неполных 12 лет. К ней в Крушевац прибыло посольство Баязида с принуждением к миру, при условии, что княгиня пришлет к нему свою младшую дочь Оливеру. Для того, чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения княгиня была вынуждена согласиться, хотя этому и противился Сербский Патриарх Спиридон. Она послала свою дочь при условии, что она никогда не переменит своей христианской веры, что Оливера и соблюла. В 1393 г. Милица передала власть своему сыну Стефану, а сама поселилась в построенном ей монастыре Любостине и приняла монашеский постриг с именем Евгения. Перед смертью она приняла великую схиму с именем Ефросиния.

Князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 гг. пришел на славное Косово поле и в память своего отца и сербских мучеников погибших с ним установил здесь большой каменный столб из мрамора, на котором им была написана похвала посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но другие его современники и позднейшие писатели - клирики и миряне. Ибо весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебрянными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Косовский плач супруги и сына князя Лазаря и остальных сербов не остался без утешения. “Ибо, - как сказал прп.Иустин Попович, - силой и благодатью Божией, плач этот превратился в похвалы и богослужебные гимны и славословия святому великомученику и его Подвигоположнику Христу Богочеловеку, Победителю смерти и Воскресителю жизни”.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме

О "грехе" переливания крови
Для иеговистов вопрос о поклонении Богу в Духе и Истине не ограничивается одним только "иконоборчеством". Они идут дальше, например, объявляя смертным грехом переливание крови в медицинских целях  . В 1935 г. л ...