Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский
Страница 3

Первым игуменом новой обители стал Арсений “муж одаренный добродетелями, украшенный разумом, который имеет дар Святого Духа учить многих”. В это время в Раванице подвизался и прп. Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен здесь же в храме.

Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети из столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия “злобных измаилтян”, усиливавших с каждым годом свои нападения.

По словам Константина Философа видя “огнем попаленные” и разрушенные турками города, “обители и церкви благочестивых” и “многие убийства и текущие реки крови”, князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли. “Ибо давно уже, - с сокрушением пишет Константин Философ, - греческая держава пала, а измаилтяне умножались и растеклись уже и по западным землям…Измаилтянский род все больше распространялся, как некая саранча: одних из христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали, как огонь, уничтожая и стирая все, где бы не появлялись… И незбыточной казалась надежда изменить это для нас, грешащих и не обращающихся к Единому, который все изменяет”.

Царь Лазарь неоднократно боролся против этих турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц он твердо “решил, что устранит их позор или сам примет мученическую смерть.“Ибо турки,- как пишет прп.Иустин Попович, - постоянно продвигались вперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальше и дальше на запад. Они уже не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились всех христианские народы полностью покорить себе и поработить”. За несколько лет им удалось захватить большие и сильные города Сер (1383г.), Софию(1385г.) и Солунь (1387г.). В 1386 г. они захватили и сербский город Ниш.

Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I (1362 – 1389). Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местчка Плочник на Топлице в 1387г. (сейчас село Плочник под Прокуплем). Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского краля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем.

Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междуусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них так необходимого перед лицом грозной опасности единодушия и преданности князю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого он в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не прислали помощи и западные христиане. Лазарь устроил на своем дворе торжественный ужин, на который позвал всех присутствовавших на соборе воевод и вельмох сербских для того, чтобы между ними воцарился мир и согласие.

Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались уже северней от Скоплье на Косово поле. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова и Приштины тоже приготовил войско. В лень накануне битвы князь собрал свое войско около белой церкви Самодрежи [храм св.Иоанна Предтечи], где была отслужена Божественная литургия и Патриарх Спиридон причастил все сербское войско.

В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии и Персии, уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.

Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 г. на день памяти св. Витта - по-сербски Видовдан. В этот же день была Крестная слава князя Лазаря – память св.пророка Амоса. Перед боем царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает Троношский летописец, “имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним”. Но промысел Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Крест монограммный "доконстантиновский"
Известный специалист по литургическому богословию - архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (рис.8), ...