Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский
Страница 2

После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353 – 1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната, и стал таким образом “во Христе Боге благоверный и самодержавный господарь Сербии и Приморья - Стефан великий князь Лазарь”. Среди сербского народа он был прозван славным царем Лазарем.

Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. Первым его благодеянием после примирения Сербской и Константинопольской Церквей была постройка прекрасной церкви св. Стефана в Крушевце, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель “горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития”, где поселилось немало монахов служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Это было после 1371 года, когда, спасаясь от турок, многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы пришли в свободную державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принял их и разрешил поселиться в его землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось много церквей, относящихся к этому времени. Приходили к святому князю и известные монахи синаиты - ученики и последователи прп. Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где они могли бы подвизаться в тишине и удалении от мира. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте в Жрделу на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь своей грамотой снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и св. Григорию Синаиту. Сербский Патриарх Спиридон, вместе с церковным собором, подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует до сих пор и носит название Горняк.

В это время в Крушевац прибыл на Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом зятя Лазаря Вука Бранковича. Он явился благородному князю и сообщил ему о том, что больные и старые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту (1380 г.), в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание хиландарской больницы сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон также подтвердил это своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для большого количества желающих посвятить себя монашеской жизни, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому к главной церкви короля Милутина был пристроен просторный пронаос (припрата). Так князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарского монастыря. Но не забывал он и о других святогорских обителях. Так грамотой 1381г. князь пожертвовал русскому монастырю св. Пантелеимона церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село Уларе и церковь св.Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные им лавре св.Афанасия на Святой горе.

Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 г. он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам в Иерусалиме, находившемся в монастыре Архангела Михаила, задужбине свт. Саввы и св. короля Милутина. Святой князь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.

Но самой большой задужбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 г. и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III, в своем “Слове о князе Лазаре” сообщает о великолепном убранстве храма, который был украшен “прекрасным мрамором”. Иконы и стены храма были убраны золотом и серебром. Монастырь был огражден “высокими башнями и твердыми стенами”. В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавле, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: “Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на ихже престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише. Приложих же к потребам вса изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга…И саставих општежитие, да се држи у манастиру…И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше”.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Крест-монограмма "посох пастыря"
Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами п ...