Ведьмы. Погода и демонология
Страница 8

Остер признала, что самым большим препятствием для доказательства ее теории стало отсутствие детализированных данных о погоде. Все же ей удалось найти общие данные о суровости зим и температурных изменениях за десять лет. Также она нашла ежегодные данные о районе Женевы и, как отмечается в статье, «стала первым исследователем, сверившим данные о преследовании ведьм с погодными условиями». И, действительно, как показывает график, корреляция присутствует, за исключением периода около 1600 года, что предполагает некий неучтенный фактор. Кстати, для развития спорыньи именно «очень холодное лето» не является причиной самой по себе. Лето могло быть и очень жарким (и желательно влажным) — как во время пресловутого Детского Крестового Похода, сопровождаемого многочисленными видениями и галлюцинациями. Многие статьи об этом походе — пожалуй, самом позорном христианском мероприятии — так и начинаются: «В жаркое лето 1212 года…». Так что имеет значение именно погода, провоцирующая размножение спорыньи или неурожай, безразлично какими причинами вызванный и, соответственно, увеличение потребления спорыньи, как примеси к некачественному хлебу. Обычно провоцирует заражаемость спорыньей холодная зима и влажная весна. К тому же при всем уважении к любознательности американской студентки ее открытие немного запоздало: связь погоды с охотой на ведьм уже была давно рассмотрена, например, в исследованиях профессора Мэрилендского университета Мэри Килбурн Матосян (Mary Allerton Kilbourne Matossian), автора книги «Яды прошлых лет. Грибки, эпидемии и история». Матосян обследовала данные по погоде, урожаю и демографии за семь веков. Только Матосян пошла дальше и на «холодной погоде» не остановилась, а проследила связь плохой погоды (влажной весны после холодной зимы) и увеличения зараженности урожая спорыньей. Это полностью коррелировало с уменьшением численности населения в последующие года. Натолкнулась на эту тему доктор Матосян в 1982 году, исследуя причины казней салемских ведьм. Первооткрывателем связи дела салемских ведьм и спорыньи была будущий профессор, а тогда студентка, Линда Капорэл (Linnda Caporael), опубликовавшая статью «Эрготизм. Сатана вырвался на волю в Салеме?» в апрельском номере журнале Science за 1976 год. Капорэл утверждала, что салемское безумие явилось следствием выпечки колонистами хлеба изо ржи, зараженной спорыньей. Матосян согласилась с такой трактовкой и, в свою очередь, опубликовала статью «Спорынья и дело салемских ведьм» в журнале American Scientist за 1982 год. Продолжая исследовать этот вопрос, Матосян именно в питании галлюциногенной рожью обнаружила причину вспышек «охоты на ведьм» и народных волнений: так называемого «великого пробуждения» (автор называет его «великой болезнью») — религиозного волнения 1749 года в Новой Англии с трансами и видениями и Великого страха 1789 года во Франции. По результатам последовавшего семилетнего исследования в 1989 году Матосян написана упомянутую выше книгу «Яды прошлых лет…», которая является наиболее полной работой по этой теме до сегодняшнего дня.

«Сегодня мы спрашиваем: от Бога ли это? Или от Дьявола? Или от того хлеба, который мы едим?» — писал о связи процессов над ведьмами и эрготизма профессор хьюстонского института Джон Лиенхард в статье «Спорынья на ржи и ведьмы», отмечая связь между «танцами смерти» и спазмами от отравления спорыньей. На эту же тему писал и неизвестный в России итальянский историк Пьеро Кампорези в «Хлебе сновидений» (или лучше перевести «Глюкохлеб»?)В аннотации редакции: «Кампорези неожиданно и увлекательно доказывает, что европейские крестьяне жили в состоянии перманентных галлюцинаций от хлеба и галлюциногенных растений». Сам Кампорези пишет, что «история хлеба — это пищевое выражение борьбы между классами». Классы по нему разделяются на тех, кто ел белый и черный хлеб соответственно, и те, кто ели черный, те и танцевали в «плясках св. Витта» из-за эрготизма. На провоцирование крестовых походов отравлениями спорыньей обратил внимание также знаменитый историк Ле Гофф и т. д.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме

ИСТОЧНИКИ "ДОБРОТОЛЮБИЯ"
Рукописи аскетических произведений, вошедших в "Добротолюбие", св. Макарий искал и переписывал в период 1775-1776-х гг. в библиотеках Патмоса, Хиоса и, главным образом, Афона, как об этом сообщает преп. Паисий: " ...