Печать русской православной церкви: традиции и перспективы
Страница 5

Многие епархиальные газеты похожи одна на другую. Небольшого формата, одноцветные, малоиллюстрированные. В каждой из них существуют постоянные рубрики или материалы «Из жизни епархии»; большое внимание епархиальная печать уделяет церковным традициям, истории религии, истерии памятных мест, расположенных на территориях епархий; печатаются поучения, фрагменты из «Жития Святых», молитвы, церковный календарь и т. п.

Епархиальные газеты имеют в основном общий характер, но есть издания с определенной целевой направленностью, что, как правило, обозначается в подзаголовках. Так, например, ежемесячная газета «Могилевские епархиальные ведомости» выходит с подзаголовком, который определяет направление газеты: «Духовное просветительское и информационное издание».

Кроме газет, епархии и епархиальные управления издают также журналы, бюллетени, информационные вестники как общего характера, так и определенной направленности. Православная Вильнюсско-Литовская епархия с 1990 года издает «Вестник Православия в Литве: квартальный религиозно-нравственный журнал», в Уфе с 1992 года издается «Купель: церковный литературно-художественный журнал Уфимского епархиального управления для детей».

В качестве учредителей и издателей выступают также монастыри, лавры, отдельные церкви, общины, приходские собрания, союзы, православные объединения и др. Здесь встречаются издания разного типа: журналы, газеты, листки. Московский Свято-Данилов монастырь с 1991 года издает журнал «Даниловский благовестник», а в 1989 году фактически первым среди монастырей начал издание своего листка, од так и называется «Даниловский листок». Тираж его 3 тыс. экземпляров. Несмотря на малый формат (А-5) и на то, что» это «листок», в нем бывает от 12 до 26 страниц. Листок рассчитан на просвещенного верующего читателя, который из него узнает, например, «О чтении богослужебных книг без священника», «О послании апостола Иоанна»; утвердится в «Значении молитвы», чему, в свою очередь, поможет «Проповедь о необходимости молитвы». Здесь можно прочитать серию историко-познавательных статей, посвященных монашеству – «О монашестве на Руси» и т.д.

В городе Дзержинском Московской области выходит «Николо-Угрешский вестник: церковно-общественная газета», которая издается ежемесячно, начиная с 1991 года. Ее учредители – Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь и Общественный Комитет возрождения Николо-Угрешского монастыря.

Несколько изданий выпускает Свято-Троице-Сергиева Лавра: «Троицкий благовестник», «Троицкое слово», оба издаются с 1990 года. В 1991 году Лавра начала издавать газету «Утоли моя печали» для заключенных следственного изолятора г. Сергиева Посада.

«Жизнь во Христе» – не единственное издание отдельной церкви. В настоящее время существует уже немало газет, которые издаются на средства прихожан. Например, «Жизнь Богородского края: церковно-просветительская газета» выходит ежемесячно в Ногинске Московской области с 1992 года. Ее учредители – Православное Богородское Братство, Приходской Совет Богоявленокого Собора. «Кизлярский православный вестник» (Дагестан) учредило приходское собрание Свято-Николаевской церкви.

Учредителями газет религиозного содержания нередко выступают и частные лица. Так, учредителем газеты «Слово», которая заявляет свой статус в качестве Республиканской независимой православной газеты Крымской республики (выходит она в Керчи), стал Сергей Никулин. Он же является и главным редактором газеты. Выходит она на 4-х полосах форматом А-4 со множеством иллюстраций, первый номер вышел в июне 1993 года. В обращении к читателям газеты сказано: «Протяните руку ко Христу, и Он примет вас, как утопающего Петра, и поставит вас на корабль веры, который приведет вас в вечную жизнь. И долг газеты «Слово» дорогие братья и сестры, помочь вам в этом».

Помимо дифференциации церковных изданий по статусу учредителя, а также выделения центральных и региональных изданий, что в отношении церковной печати не является таким уж существенным принципом, типологическое разнообразие изданий РПЦ проявляется в настоящее время в наличии изданий различного целевого назначения, разной направленности ориентированных на удовлетворение запросов как верующей, так и неверующей части аудитории, которые через церковные издания получают сведения по интересующим их вопросам чисто познавательного характера, групп населения разных возрастных категорий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

История развития формы креста
В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висел ...