Влияние религий и различных мировоззрений на мир
Страница 11

Таково было состояние западного мира, когда было вновь провозглашено старое знание. Так как в начале теософическое дело развивалось в Америке и Европе, естественно, что за именем, которое выражало бы старые идеи, обратились к греческой мысли. некоторое время спустя, после пришествия Христа, название Теософия, Божественная Мудpость, употpеблялось в школах неоплатоников и с этого времени оно появляется в одной философской школе за другой; в Европе его употребляли один мистик за другим так, что оно вызывало в европейской мысли известные ассоциации, давая возможность каждому, осведомленному в религиозной, мистической или философской мысли человеку, понять сразу, что подразумевается, когда упоминают о теософии. За этим именем крылась старая ассоциация, развертывавшаяся перед образованным умом во всей своей полноте.

Если обратиться дальше за пределы христианской эры, встpетишься с теми же самыми взглядами под другим именем: это будет уже не греческая теософия, а санскритская Бpахмавидия; но ведь Брахма значит Бог, а видиа - Мудpость, так что мы опять сталкиваемся с названием "Божественная Мудpость". Ее называли еще и по другому - Паpавидиа - Веpховная Мысль.

Однажды один ученик спросил учителя о знании, и тот сказал, что существует два вида знания: низшее и высшее. Все то, что может быть преподано одним человеком другому, вся наука, все искусство, вся литература, даже св. Писания, даже сами Веды, - все это было пpичислено к формам низшего знания. Затем он переходит к тому, что высочайшее знание - это познание Единого, зная которого, познаешь все. Познание Его и есть Теософия. Это и есть "познание Бога, являющееся Жизнью вечной".

В ответ на утверждения науки, что корень всех религий – человеческое невежество, прозвучало торжествующее провозглашение того, что религии исходят не из людского невежества, а из божественного знания. Все они - пути, на которых человек пытается найти Бога. Что такое религия ? Религия - это вечное искание человеческим духом божественного, человеком - Бога. Религии мира - это только способы этого искания. Взгляните куда угодно в истории, обратитесь к любой цивилизации, или к любому народу, отправьтесь на самый отдаленный Восток или самый отдаленный Запад, остановитесь где угодно, в любом месте, в любое время - и везде вы найдете в человеке неутолимую жажду Бога. Этот кpик, инстинктивно срывающийся с уст человечества. Пpавильно было сказано еврейским песнопевцем :"Как лань стремится к потокам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже". Джордано Бруно пользовался удачным образом, когда сравнивал это искание человеком Бога с постоянным стремлением воды достигнуть своего уровня. Так и человеческий дух вечно стремится подняться до божественности, откуда он изошел.

Но, если вы хотите ЗНАТЬ, не только надеяться, не только страстно желать, не только верить, но ЗНАТЬ с несомненностью и убежденностью, неспособной поколебаться, тогда вы должны искать Божественный Дух не вне, а внутри себя. Не обращайтесь к ученому, ибо он может сказать вам только то, что в природе существует неизменный закон, не обращайтесь к теологу, ибо он будет лишь приводить вам доводы, тогда как вам нужна убежденность. Не обращайтесь к художнику, хотя он может подвести вас несколько ближе к истине, - он сможет рассказать вам только о божественной Кpасоте, а это не все. Не обращайтесь к философу, ибо он может дать вам лишь отвлеченности. Обpатись же внутрь, а не вовне, погрузитесь бесстрашно в глубины своего собственного существа; в глубинах своего собственного сердца ищите сокровенную тайну - тайну, поистине достойную исследования, - и там, только там, вы найдете Его. А когда вы найдете Его там, тогда вы увидите, что все во вселенной славит Его Имя и Его Учение. Найдите Его сначала в вашем собственном Я и тогда вы будете видеть Его везде.

Это - основная Истина, Истина из истин. Это - Божественная Мудpость, называемая нами Теософией. Это - новое провозглашение в современном мире наиболее древней, наиболее жизненной из всех реальностей.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по теме

Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов
Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град Иерусал ...