Понимание духовности в христианстве
Страница 1

Понимание духовности в христианстве

Проблема духовности является, на мой взгляд, очень актуальной для современной психологии, особенно для современной психологии в нашей стране, т.к. понятие духовность тесно связано и с личностным ростом и с etc.

Проблему духовности можно назвать междисциплинарной т.к. понятие духовность под разным углом зрения рассматривается и в философии, и в литературоведении, и в богословии, и в психологии. В каждой из этих отраслей знания понятие духовность является частью особой, логично выстроенной специфичной для данной науки системы понятий, определяет и само определяется через другие понятия данной науки и описывает реальность, стоящую за данным понятием разноаспектно, с разных точек зрения, в различных системах связей. Продуктивным является подход, пытающийся соотнести между собой всю совокупность знаний о духовности, полученных в разных отраслях науки и понимание феномена духовности к христианской традиции, насчитывающей уже около 2000 лет и накопившей огромное количество фактов, наблюдений, размышлений о природе человека, которые почти не используются современной научной психологией.

Задачей данной работы является, во-первых, дать вариант определения духовности, как она понимается в христианстве, кратко описать то общее, что имеется у современных христианских конфессий в понимании духовности и то, в чем они различны. Это исследование нельзя назвать в строгом смысле сравнительно-богословским. Скорее это грехом непослушания, сознательного отказа человека от любви и общения Бога. Результаты (плоды) этого отказа, подтверждающие совершенную некогда природу человека, приобретаются каждым членом общества в процессе социализации первородный грех передается через общество. Человек становится человеком только социализируясь, воспринимая все, накопленное культурой и осваивая входя культуру, вбирает в себя как ее неотъемлемую часть и первородный грех, в отношениях отсутствия любви, закрытость, хотя и не полную, для общения с Богом.

В богословских словарях конфессиональных и межконфессиональных (к сожалению, полной православной богословской энциклопедии в настоящее время не существует) дается ряд определений духовности.

Здесь возникает такая проблема, как проблема языка описания. Термин духовность есть не встречается в Библии. Понятие духовности (spirifualitas) впервые употребляется еще у ранних латинских отцов церкви, в частности у Тертуллиана как производное от слова spiritus (дух), но в более широком употреблении входит в 18 веке, когда Джиованни Скарамелли из ордена иезуитов основал аскетическое мистическое богословие как науку о духовной жизни. Современное западное богословие, достигшее своего “терминологического” расцвета в средние века, продолжает в до настоящего времени пользоваться категориальным аппаратом, созданным на основе средневековой латинской терминологии. И, таким образом, корень слова spiritalitas является ключевым для понятия “духовность”. Сравнивая значения слов духовность в русском языке и spirituality в английском (а в работе из иностранных источников использовались только английские), используя современные толковые словари (Wellsters и Ожегов) можно сделать заключение о том, что объемы и значения этих понятий практически и слово spirituality можно переводить именно как духовность, т.е. при рассмотрении различных богословских систем проблема терминологического несоответствия стоит не так остро. Итак, а богословских словарях (26, 27, 28, 19, 30) нет единого определения этого понятия. Но, интегрируя различные точки зрения, и взяв за основу The New international Dictionary of Chvistian Church (30), определим в данной статье духовность очень широко как ответ человека на спасительный призыв Бога). Христианская духовность включает в себя отношение между человеком и Богом, который открывает в себя в Ветхом и Новом заветах, и особенно в личности своего единородного сына Иисуса Христа. Эти отношения начались при сотворении человека и были разрушены первородным грехом. Восстановление отношений и человеком и Богом мыслится только через веру в Иисуса Христа, через подчинение Сердца, разума и всей жизни Иисусу Христу как спасителю. Под человеческой духовностью понимается “работа святого Духа” в человеке, ответ человека на Божественный призыв, обращенный к нему. Это соработа в духе человека и Бога, где человек не пассивный Obj, принимающий дары от Св. Духа, а соработник Бога по исправлению, преобразованию своей человеческой природы, поврежденной грехом.

Это ответ человека на спасительный призыв Бога, происходит вол все времена, на всех этапах человеческой истории и человек, живущий в определенное время и в определенном месте, а некотором смысле ограниченный этим временем и местом жизни, и ответ Богу может дать ограниченный, зависящий от социально-культурных условий, оформленный в соответствии с уровнем представлений о Божестве, принятым в данном обществе.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Крест круглый "нахлебный"
По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразован ...