Понимание духовности в христианстве
Страница 2

Призыв Бога к изменению, улучшению поврежденной грехом человеческой природы является и глубоко личным, обращенным каждый раз непосредственно к каждому человеку, к его особому, непохожему на других внутреннему миру, который формировался в конкретных социально-исторических условиях, и ко всем людям, как имеющим одну природу, стоящим на одной “иерархической ступени” бытия, одинаково поврежденным грехом Адама.

Этот извечный диалог человека и Бога, который всегда “имеет право первого голоса, первой реплики”, всегда призывает человека к общению с собой, всегда обращается к человеку свое слово в Библии и терпеливо и милосердно ждет ответного отклика от человеческой души, можно, таким образом, назвать и универсальным и глубоко индивидуальным.

В соответствии с этим разделением и духовность человека как отклик на спасительный призыв бога можно рассматривать и в нескольких аспектах. С одной стороны существует единая христианская духовность, предусматривающая универсальный ответ человека-христианина, всего человечества, полноту этого ответа, с другой стороны христианская церковь - не абстракция, а с определенной точки зрения совокупность конкретных людей, живущих здесь и теперь, в конкретных социально-исторических условиях. И, таким образом, возможно говорить и о общеконфессиональной духовности, например, о протестантской духовности и о духовности на определенном временном отрезке, например, о православной духовности в средние века и даже о духовности отдельных “ветвей”, институтов в рамках одной конфессии, например, доминиканская духовность (духовность Доминиканского монашеского ордена внутри католической Церкви), которая имеет и черты, общие для всей конфессии, и специфические только для этого монашеского ордена.

Таким образом, в определении духовности, которое используется в богословии, акцент ставится на происхождении (ответ на призыв Св. Духа), а не на сущности, круге явлений, описываемых термином духовность. Фактически, рассматривая христианскую духовность или, более того, духовность в той или иной конфессии, необходимо рассматривать соотношение, взаимовлияния между доктриной (предметом религиозной веры), дисциплиной (структурой религиозной жизни), литургией (любым коллективным общественным способом молитвы и благодарения, в том числе и таинствами) и жизнью, включающей в себя индивидуальный жизненный стиль верующего, не только в молитве, духовном чтении etс, но и в повседневной жизни, жизни в обществе.

Ядром, определяющим духовность в той или иной конфессии, является, несомненно, доктрина, совокупность верований, касающихся природы человека, происхождения мира, природа сверхъестественного и т.п. Богословская доктрина и формирует духовность данной конфессии, и полностью выражает ее.

Таким образом, понятие духовности, рассмотренное в “вертикальном разрезе”, в контексте отношений человек - Бог, представляет собой активный ответ человека на обращенное к нему “послание Бога”, совместную работу по исправлению поврежденной человеческой природы, где каждый, самый маленький шаг человека, направленный к Богу, многократно увеличивается, поддерживается и направляется. Конечной целью такой “работы” является максимально полное включение человека в предвечный диалог любви, происходящий внутри в Св. Троице между тремя ее лицами: Отцом, Сыном и Св. Духом, “обожание” в привоен. богословии, предполагающее полную реализацию природы человека.

Рассмотрение духовности в этой системе связей дает ответ скорее на вопросы “откуда?” и “зачем?”

Вопрос о сущности духовности, ее специфических чертах, вопрос “что это?” и “какое это?” можно, вероятно, разрешить, включив духовность в горизонтальные системы связей и истолковывая это понятие как соотношение между верой (доктриной) и делами человека в контексте Библейского учения и современной человеку культуры. В этом случае, духовность является как бы промежуточным звеном, позволяющим религиозной вере обратиться в соответствующие поступки, а также реконструировать веру, по действиям человека несомненно, что в данном контексте связей между человеком и внешним миром духовность рассматривается как определенный набор личностных черт, свойство личности, функция личности, опосредующая “выход вовне”, манифестацию религиозной веры (ответ на вопрос “что такое?”). И, наконец, отвечая на вопрос о свойствах духовности, вопрос “какое это?”, необходимо, на мой взгляд, рассматривать это понятие в связи со структурой личности, как она понимается в богословии. Так известно, в христианской антропологии, наследующей еще библейскую традицию понимания человеческой природы, человек состоит из 3-х “частей”; иерархически соподчиненных тела, души и духа. Духовность представляет собой плоды действия Святого Духа в душе, набор личностных черт, свидетельствующих о присутствии в душе Святого Духа, в богословии Католической церкви, например, таких качеств (даров Святого Духа) (постоянных предрасположений, делающих человека способным следовать побуждению Святого Духа) семь: это премудрость, разум, совесть, мужество, ведения, благочестие и страх Божий. Эти качества являются необходимыми для развития, восполнения и совершенствования человеческих добродетелей. Составляющими духовности в структуре человеческой личности являются, таким образом, и когнитивные, и эмоциональные, и мотивационно-волевые компоненты. Забегая вперед, можно сказать, что в богословских системах различных конфессий, эти “личностные составляющие” духовности занимают, на мой взгляд, не одинаковое место. В православной духовности особый акцент делается на эмоциональных составляющих, в католической - на личностных и мотивационно-волевых, в для протестантской духовности основным является мотивационно-волевой компонент.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Крест четырехконечный, или латинский "immissa"
В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя ...