Православие и католицизм: от диалога к противостоянию
Страница 12

1938 г. Несмотря на выигрыш православными в Париже дела о Корецком монастыре, поляки организовывают в Корце церемонию открытия памятника Юзефу Пилсудскому, чтобы под ее прикрытием осуществить насильственное выселение монахинь из обители. По дороге в Корец командовавшему воинскими частями поручику Адамкевичу стало плохо. Падая с коня, он сказал: “Меня поразил Ангел Божий! Монастырь не трогайте”, — и умер. Обитель оставили в покое.

1939 г. Волна насилия против православного населения Холмщины — польской территории, которая в древности входила в состав Галицкого княжества. Под звуки военного оркестра православных конвоировали в католические костелы. Слезы людей, подвергшихся насилию, ксендзы тут же объявили “слезами радости о воссоединении”. Начало Второй мировой войны. Оккупация Польши нацистской Германией при одновременной оккупации польских владений в Западной Украине — Галиции и Волыни — Советским Союзом.

Вступив в Западную Украину и стремясь не возбуждать против себя местное население, советская власть не подвергает униатов репрессиям. В ответ митрополит Андрей Шептицкий декларирует свою лояльность к советской власти и аполитичность возглавляемой им униатской церкви. Одновременно Шептицкий усердно готовится к широкой кампании по прозелитизму. Без согласования с Ватиканом униатский митрополит созывает во Львове заседание синода, на котором принимается решение об учреждении на территории СССР 4-х греко-католических экзархатов. Во главе “экзархата Великой Украины” поставлен ближайший помощник Шептицкого Иосиф Слипый. Брат митрополита Климентий Шептицкий назначается “экзархом Великой России и Сибири”. Еще два “экзархата” соответствовали Беларуси и взятым вместе территориям Волыни, Полесья, Холмщины и Поляшья. Поставление “экзархов” мотивировалось наличием у Шептицкого чрезвычайных полномочий, полученных еще в 1908 г. от папы, которые давали униатскому митрополиту право считать всю Россию своим миссионерским пространством. В ответ на просьбу о легализации синодальных решений униатов папа Пий XII разрешил хиротонию Слипого, однако так и не подтвердил миссионерских полномочий Шептицкого.

1940 г. Возглавляемая митрополитом Андреем Шептицким униатская церковь в Западной Украине возлагает большие надежды на планирующийся удар нацистов по Советскому Союзу и готовится к активному сотрудничеству с гитлеровцами. Шептицкий объявляет среди униатского клира Галиции конкурс на должности приходских священников в Киеве, Одессе, Виннице, Харькове и Полтаве. Всплеск прозелитской деятельности Шептицкий маскирует под заботу о высланных за пределы Галиции униатах.

1941 г. Начало войны Германии с СССР. С первых дней оккупации Украины униаты во главе с Шептицким служат благодарственные молебны, призывают паству молиться за армию Гитлера как за освободительницу, работать даже в праздники ради выполнения хозяйственных требований оккупантов, слушаться всех распоряжений нацистов, а также “не жалеть детей своих для великогерманского рейха”. Из униатов формируются карательные полицейский батальоны, типа “Нахтигаль”, которые прославились многочисленными изуверствами против мирного населения оккупированных территорий Украины, Белоруссии, России.

1943 г. Об активном сотрудничестве униатов с оккупантами немецкий генерал Лахузен свидетельствует: “Реальную помощь в борьбе с партизанами на Украине нам оказывает агентура из высшего [униатского] духовенства и украинских националистов. Приятно отметить, в частности, роль митрополита Андрея Шептицкого, который всегда был и остается нашим активным приверженцем. Шептицкий настолько хорошо относится к нашей службе, что с первых дней войны, вопреки сплетням своих недругов и каноническим правилам, выделил несколько комнат своей резиденции для одного из лучших сотрудников нашего отдела Ганса Коха. Тактичное сотрудничество Коха с семидесятивосьмилетним митрополитом и его окружением — яркий пример использования широких возможностей [униатской] церкви в интересах абвера”.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Другое по теме

Критическое рассмотрение текстов писания о временной последовательности Воскресения
Возвращаясь к вопросу о первом воскресении, отметим, что ни в 7-й, ни в 14-й главах Откровения не говорится, что 144 тысячи имеют участие в воскресении первом. Такое заключение иеговисты делают на основании 20-й главы Апокалип ...