Бодбийская епархия
Страница 5

П. Иосселиани и Д. Пурцеладзе также приводят перечень, также утерянных и сохранившихся лишь в описании историков, наиболее замечательных предметов церковной утвари Бодбийской обители: это большой напрестольный позолоченный серебряный крест древнего стиля, пожертвованный неизвестным лицом в 1627 г., икона Божией Матери русской работы, пожертвованная Георгием XII в 1776 г., его же дар в 1740 г. - позолоченный серебряный крест; крест, украшенный драгоценными камнями для ношения перед архиереем; драгоценный крест с изображением двенадцати Господних праздников, изящно вырезанный из слоновой кости, инкрустированный золотом с массивной подноской и украшенный 28 яхонтами, 76 изумрудами, 10 алмазами и др. камнями, пожертвованный бодбели Иоанном (Макашвили) в 1834 г.; очень ценное серебряное паникадило, пожертвованное царевной Еленой в 1779 г. Из архиерейских панагий особо замечательны панагия с изображением Спасителя, украшенная яхонтами и алмазами, и панагия с изображением двуглавого орла, украшенная алмазоподобными, по выражению исследователей, камнями.

После революции монастырь был закрыт. В 1995 г. Священный Синод Грузинской Церкви принял решение об обновлении церкви св. Нины, в связи с чем Католикос-Патриарх Грузии Илия II благословил начать археологические раскопки, во время которых были обнаружены: сосуд малого размера с надписью XVII в., фрагменты фаянсового сосуда с голубым орнаментом XI-XII вв., медный сосуд с надписью о его принадлежности епископу Иоанну Бодбийскому, чаша с разноцветным орнаментом, по стилю и технике выполнения схожая с восточно-грузинской керамикой I в., колокол, датированный средними веками. Найденные предметы хранятся в церкви св. Нины.

Археологические раскопки также выявили, что предание, рассказанное в 1920 г. игуменией монастыря Вачнадзе о перенесении мощей св. Нины из придела под престол главной церкви, предпринятое из боязни осквернения их лезгинами, не соответствует действительности. Также была обнаружена старая трапезная, состоящая из двух частей и схожая по форме с нижней трапезной, характерной для грузинского зодчества IX-X вв., что позволяет предположить о ее современности основанию церкви. Археологические исследования не завершены и в дальнейшем будут продолжаться.

В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник св. Нины (“Нинос цкаро”) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя родителей св. Нины, святых Завулона и Сусанны.

Бодбийский кафедральный собор во имя святых Георгия Победоносца и Нины Бодбийского монастыря – трехнефная базилика IX в., выстроенная из кирпича, с выведенными травертином углами и проемами. Короткий высокий наос, разделенный на нефы всего одной парой столпов с востока завершается трехчастным алтарем с тремя выступающими на фасаде апсидами, на западе же – нартексом. Мощи св. Нины покоятся в недоступной ныне крипте под юго-восточным, соответствующим диаконнику помещением. Центральный престол посвящен св. Георгию Победоносцу, а южный придел, где была погребена святая – св. Нине.

Церковь была сильно переделана и изменена реставрацией ХIХ в., что значительно затрудняет воссоздание ее первоначального облика. Основываясь на сведениях средневекового грузинского хроника Вахушти Багратиони, ряд ученых (П. Иосселиани, А. Хаханов, Д. Бакрадзе, еп. Кирион Садзаглишвили) воздвижение церкви над могилой св. Нины связывают с именем царя Бакара; по мнению А. Хаханова, первый каменный храм на этом месте был построен царем Вахтангом Горгасали, на что прямого указания в источниках, однако, нет. Г. Чубинашвили разделяет мнение о древности храма, предполагая, что часовню над могилой позднее включили в план всей базилики, сделав из нее южный придел. Т. о., бодбийская базилика удержала внешний полукруг апсид, как он очевидно, был применен в первоначальной церкви.

Храм неоднократно подвергался реставрации. Первое сведение о возобновлении относится к XII в.: согласно лапидарной надписи этого времени в западном углу южного фасада, некий Георгий во время царствования сына св. блгв. царя Давида Строителя царя Димитрия (1125-1156) возобновил Бодбийский храм. Следующее восстановление поврежденного персидским нашествием комплекса, по имеющимся историческим источникам, было проведено царем Теймуразом I ок. 1631 г., когда здание по всему периметру было обнесено кладкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Почитание креста Христова
Свидетели Иеговы говорят, что эта заповедь запрещает создавать какие-либо предметы поклонения и боготворить их. С этим следует согласиться, ибо всякая заповедь дается в предостережение и сохранение от греха, очерчивает границы ...