Забытое Древо Познания. Истоки просветленияСтраница 1
Психоделический бум 70-х, видевший в приеме ЛСД и других галлюциногенов путь к расширению сознания, породил мысли об изначальном появлении разума вследствие приема психоделиков. Основания для таких спекуляций прозрачны — действительно, в истории не зафиксирован народ, представители которого не употребляли бы никаких наркотических средств. Использование галлюциногенов всегда было частью религиозного мистического опыта человека в традиционных культурах.
Вероятно, уже самые далекие наши предки обладали практикой одурманивания, которая внесла немалый вклад в историю развития социокультурной среды. Этноботаник Теренс Маккенна предполагает, что это один из ключей к разгадке эволюции древних людей. Он считает, что реальным источником одурманивания были повсеместные псилоцибиновые грибы, а эволюционным эффектом — быстрое увеличение размеров мозга. Эволюция головного мозга — загадочная область становления человека, к которой мы еще вернемся в дальнейшем разговоре. Вероятно, дурман и в самом деле мог стать одним из многих ее факторов, но не действуя прямо на мозг или гены, а формируя особый социальный отбор и информационную среду.
Для того, чтобы понять истоки верований, традиций и их возможной биологической подоплеки, нам вначале придется побалансировать на скользкой грани между религией, оккультизмом и наукой. Упомянутый в цитате Теренс Маккенна (Terence McKenna), писавший, что в поисках происхождения разума «исследователи могли бы давным-давно обратиться к растительным галлюциногенам, не будь мы так склонны упорно избегать идеи о том, что нашему высокому положению в иерархии природы мы как-то обязаны влиянию растений или каких-то других естественных сил» («Пища Богов», 1992), попытался это «древо познания» найти. Это, собственно, и являлось главной задачей книги. Ее подзаголовок — «Поиск изначального древа познания: история растений, наркотиков и человеческой эволюции».
В главе «Поиск древа познания» Маккенна изначально задался вопросом: «какие индольные галлюциногены и какие растения могли бы быть случайными виновниками возникновения сознания». И, как ему показалось, нашел искомое в галлюциногенных грибах Stropharia cubensis. «Целый ряд доказательств говорит в пользу того, что Stropharia cubensis и есть то пра-растение, та пуповина, связывающая нас с женским планетарным сознанием….Потребление галлюциногенных грибов развивалось как своего рода естественная привычка со своими последствиями для поведения и эволюции….Я думаю, что использование галлюциногенных грибов на обширных пастбищах Африки дало нам модель для всех последующих религий».
Как Маккенна приходит к такому решению? Он пишет: «Пользуясь методом исключения, мы склоняемся к мысли, чтобы начать подозревать грибы». Что же он исключил и почему? Вот одна его установка: «Растение, которое мы ищем, должно быть африканским, поскольку существуют неоспоримые доказательства, что человек происходит из Африки». С этим, вероятно, можно согласиться. А вот второй постулат выглядит странно — «Неизвестно использование в Африке и растений, содержащих соединения типа ЛСД. И там нет никаких растений, богатых такими соединениями».
Здесь американский автор пионерных исследований по этноботанике и оригинальный мыслитель Терренс Маккенна, несмотря на свое двадцатипятилетние изучение шаманизма и этнофармакологии, похоже, ошибся. Такое растение, «содержащее соединения типа ЛСД», в Африке есть. И не только в Африке. Ошибка была запрограммирована в самой постановке вопроса — Маккенна искал именно галлюциногенное растение с действием, подобным ЛСД, не учитывая, на что этот наркотик похож и как он действует. Знаменитый этноботаник не вспомнил об естественном наркотике организма — серотонине.
Еще почти за двадцать лет до книги Маккенны биолог и ботаник Лайелл Уотсон (Lyall Watson) в «Ошибке Ромео» («The Romeo Error», 1974) отметил: «Молекула серотонина поразительно похожа на вещество, которое впервые было получено из ржаного зерна, зараженного паразитическим грибком спорыньи, а теперь синтезируется и называется ЛСД (lysergic acid diethylamide)».
Другое по теме
СЛАВЯНСКОЕ "ДОБРОТОЛЮБИЕ"
Один экземпляр "Добротолюбия" был отослан преп. Паисию Величковскому. Его он
получил, скорее всего, от самого св. Макария. На нем он собственноручно сделал надпись
по-гречески. Через некоторое время бoльшая часть кни ...