Распознавание внутреннего врага
Страница 2

С другой стороны, история человечества с избытком полна рассказами о личностях, совершавших разрушительные и губительные преступления, убийства и пытки, причинявших горе и несказанные страдания великому множеству людей. Эти события можно рассматривать как отражение темной стороны нашей общей человеческой цивилизации. Эти случаи происходят, только когда налицо имеются ненависть, гнев, ревность и безграничная алчность. Мировая история — хроника последствий отрицательных и положительных человеческих помыслов. Это мне кажется довольно очевидным. Поэтому, если мы хотим иметь лучшее и более счастливое будущее, самое время проверить умственный настрой нашего поколения и поразмышлять над тем, к какому образу жизни он может привести.

Несмотря на то, что я являюсь монахом и практикую Вступая на путь бодхисаттвы, я сам еще иногда раздражаюсь и сержусь и в результате говорю людям обидные слова. Когда гнев спадает, я чувствую смущение. Плохие слова уже сказаны и невозможно взять их обратно. Хотя звучание слов затихло, их воздействие по-прежнему живо. И тогда, не правда ли, единственное, что можно сделать, — это пойти к обиженному и извиниться перед ним? Но до тех пор в этой ситуации люди обычно чувствуют себя довольно смущенно и затруднительно. То есть даже краткий момент гнева и раздражения создает массу неудобств и вреда для самого гневающегося, что уж говорить о вреде, нанесенном человеку, который явился мишенью гнева! Так в реальности отрицательные душевные состояния затемняют наш разум, способность суждения и причиняют тем самым большой вред.

Разум — одно из главных человеческих достоинств. Он позволяет оценивать, что хорошо, а что плохо; что благоприятно, а что вредно. Дурные мысли, такие как гнев или сильная привязанность, нарушают это особое человеческое свойство, что крайне печально. Когда гнев или привязанность овладевают умом, человек становится почти безумен, а я уверен, что никто не хочет быть безумным. Под их властью мы совершаем действия, зачастую имеющие далеко идущие разрушительные последствия. Захваченный такими чувствами подобен слепому, который не видит, куда идет. И все же мы отказываемся восстать против дурных мыслей и чувств, которые ведут почти к помешательству! Даже, напротив, мы часто нянчимся с ними и усиливаем их. И, делая так, мы, фактически, превращаем себя в жертву их разрушительной силы. Поразмыслив над этими словами, согласитесь, что наш истинный враг находится не вне нас.

Теперь я приведу другой пример. Когда ум тренирован в самообуздании, то, даже если вы будете окружены враждебными силами, покой вашего ума окажется трудно нарушить. А с другой стороны, душевный мир и покой может легко нарушиться из-за наших же собственных отрицательных мыслей и чувств. Итак, я повторяю, что настоящий враг — внутри нас, а не снаружи.

Обычно мы определяем своего врага как человека, как внешнего деятеля, который, как мы верим, причиняет вред нам или же дорогому для нас человеку. Но такой враг относителен и не вечен. В одно время человек может поступать как враг, в другое — стать лучшим другом. Это та истина, которую мы часто наблюдаем в собственной жизни. Дурные же мысли и чувства, этот внутренний враг, всегда остаются врагом. Они наш враг сегодня, они были врагом в прошлом и будут врагом в будущем, — пока будут оставаться в нашем потоке сознания. Поэтому Шантидева говорит, что истинный враг — отрицательные мысли и чувства и этот враг внутри нас самих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинс ...