Человек – мир – Бог в средневековой исламской культуре
Страница 7

См.: Сагадеев А.В. Калам (Обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.

Роузентал Ф. Указ. соч. С. 71.

Роузентал Ф. Указ. соч. С. 296.

Там же. 295.

Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. М., 1960. С. 213–217.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (I). М., 1990. Т. I. С. 23.

Заметьте, что факихи шафиитского толка, к которому принадлежал Абд аль-Джаббар, провозглашали «иджму» (согласное мнение) дополнением к Корану и сунне.

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973. С. 176.

Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 174, 60.

Там же. С. 176.

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 32.

Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. С. 153.

В Египте при Фатимидах (X–XII вв.) исмаилизм стал официальной религией. Это объяснялось тем, что Фатимиды, согласно многим источникам, являлись наследниками дочери Мухаммада Фатимы и Исмаила ибн Джафара.

Аш-Шахрастани. Книга и религиях и сектах. С. 153.

Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. С. 168.

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. С. 58.

Аль-Кирмани. Успокоение разума // Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 159.

Там же. С. 160.

См. Ислам. Энцикл. словарь. С. 113.

От Адама до аль-Каима – «скрытого» имама из рода Али, который должен появиться в конце цикла в качестве толкователя сокровенного смысла Корана, в качестве «полюса бытия», «кутб аль-вуджуд».

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 162.

Ибн Сина. Хай, сын Якзана // Сагадеев А.В. Ибн Сина. М., 1980. С. 230.

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 162.

Морочник С.Б., Розенфельд Б.А. Омар Хайям. Поэт, мыслитель, ученый. Сталинабад, 1957. С. 31.

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 168, 170.

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 172.

Додихудоев Х. Указ. соч. С. 64.

Ашуров Г. Философские взгляды Насира Хосрова. Душанбе, 1965. С. 101.

Сидоржев Ф. Проблема извечности мира в философии Ибн Сино // Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе, 1981. С. 104–105.

Ашуров Г. Указ. соч. С. 104.

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 156.

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 157.

Ашуров Г. Указ соч. С. 46.

Антология мировой философии. Т. 1, кн. 2. М., 1969. С. 549.

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 171.

Аш-Шахрастани. Указ. соч. С. 170.

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 113.

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 206.

Там же. С. 91.

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965. С. 156–157.

Ислам. Энцикл. словарь. С. 42.

Утверждая идею устремленности человека к Богу с целью «слияния» с ним, аль-Халладж ссылался на кораническое предание о «вознесении» Мухаммада к Аллаху («мирадж»), в котором, как считают суфии, воплотилась суть отношений Бога и человека. Мирадж рисуется Мухаммадом как «ночное путешествие», которое Бог помог совершить ему, перенеся его на Бураке, животном, напоминающем крылатого коня, из Мекки в Иерусалим и вознеся его затем к «божественному престолу»: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (мечеть Каабы. – Прим. автора) в мечеть отдаленнейшую (мечеть аль-Акса в Иерусалиме. – Прим. автора), вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (17:1).

Ислам. Энцикл. словарь. С. 270.

Там же. С. 215.

Смирнов А.В. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. С. 212.

Саади. Избранное. Ташкент, 1978. С. 63.

Звезды поэзии. Душанбе, 1988. С. 244, 279.

Саади. Избранное. С. 72.

Саади. Избранное. С. 67–68.

Джами. Лирика. М., 1971. С. 29.

Хафиз. Газели. Душанбе, 1978. С. 3.

Саади. Избранное. С. 63, 70–71.

Звезды поэзии. С. 281.

Там же. С. 280.

Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 536.

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 18.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

Что говорит св. Климент о смирении и его связи с “кеносисом”?
По словам св. Климента, смирение противоположено “всякому надмению, гордости, неразумию и гневу”. Возносящийся своими дарованиями не повинуется “святым повелениям Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, - только на кро ...