Ислам. Истоки, возникновение,основные черты
Страница 4

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отра­зились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное су­щество, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил по­ложение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриар­хально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установ­ленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия, однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, рос­товщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2:

276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интереса­ми торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христиан­ское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественно­му укладу - к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология ара­бов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для ко­чевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполни­мы.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам до­вольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчез­ли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в раз­ных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, об­щими традициями, общей начальной историей и общими интересами в совре­менном мире.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" по-арабски - партия, секта). Считают, что в шиитском дви­жении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - ара­бов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер ши­изм принял не сразу, а лишь впоследствии.

Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избран­ные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не ос­тался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаси­тель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганис­тана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последова­тельно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную ди­настию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусуль­манских религиознофилософских систем Азии и из местных народных верова­ний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Колливады оставляют Афон
Колливады между тем не подчинились ни синодальному решению 1776 года, ни тем более Кутлумусийскому собору, и по-прежнему отказывались совершать поминовение по воскресеньям. Так, например, когда умер бывший патриарх Александрий ...