Трагедия церковного разделения
Страница 10

Мне кажется этот опыт может быть ценен и для нас. Подобно тому как грекоязычные Церкви объединяют византийские традиции, восточно-славянский православный мир способно объединить сознание принадлежности к Киевскому Христианству. Нам необ-ходима общая "тема", общая модель церковности, в которой мог бы обрести "свою" заветную правду каждый. И такой "темой", как это показал Георгий Федотов, могла бы быть тема "киевская". В отечественной истории, - пишет Федотов, - "было немало болезненных уклонов. В Москве нам угрожала опасность оторваться от вселенской жизни в гордом самодовлении, в Петербурге - растворится в романской, то есть латинской по своему корню, цивилизации . Но истинный путь дан в Киеве: не латинство, не бусурманство, а эллинство. Наш дикий черенок привит к стволу христианского человечества именно в греческой ветви его, и это не может быть незначащей случайностью" . Единство должно быть сложным, симфоническим. Оно не должно никого "угнетать".

В единстве, которое принес Христос и которым живет Церковь - нет "подчиняющего" и "подчиненного". Здесь все соподчинены друг другу и потому -- все равны. Поэтому я думаю, что в связи с уврачеванием раскола и реальным развитием церковной жизни голос Украинского Православия в православном мире будет звучать более отчетливо, а единство восточнославянского будет приобретать более "симфонический" характер .

- Быть может именно в этом и состоит роль Вселенского Патриарха? .

-Мы не располагаем текстами каких-либо официальных заявлений Константинополя и, следовательно, можем говорить лишь предположительно. Но если принять во внимание, что Патриархия до сих пор не дезавуировала заявления лидеров схизматических церковных групп и парламентариев, посетивших недавно Фанар, можно придти к выводу, что Константинополь действительно может вмешаться в дела нашей Церкви, тяготея скорее к политическому, а не экклезиологическому решению проблемы. Перед нами опять-таки все то же, поразившее православное сознание "административное" осмысление церковного единства. Ведь раскол - это не только "отсутствие канонического признания". Это определенное духовное состояние. Раскол - это некий, противоположный тринитарному (сообщаемому человеку в Церкви) модус бытия. Следовательно, когда мы говорим об "уврачевании раскола" (а я бы хотел напомнить, что именно с такой просьбой обратился к Его Всесвятости Варфоломею Филарет), речь идет не о каком-то юридическом акте, не об "официальном признании", а об изменении модуса бытия.

- Другими словами, Вы хотите сказать, что "реальное изменение модуса бытия" для тех, кто находится в расколе, возможно лишь через принесение покаяния?

- Реально изменить способ бытия возможно лишь через покаяние и примирение, то есть через деяние сугубо внутреннее, а не внешнее. Когда же вместо принесения покаяния в грехе раскола предлагается принести покаяние "за самовольный отход от Константинопольской кафедры" - экклезиологическая логика извращается, а покаяние превращается в какую-то "военную хитрость", прибегнув к которой можно выиграть сражение со своим "конфессиональным противником". Покаяться же, напротив, значит изжить из себя само это агрессивное стремление. У того, кто покаялся - такого противника просто нет . Необходимо личное обращение. Необходимо, чтобы человек прошел сквозь сомнение, чтобы он преодолел самого себя, избавился от своей греховной "тени" . И уже тот факт, что каяться в грехе своих предшественников легко, что в этом покаянии душа не страдает, не молит о пощаде, не пытается в последнюю минуту "сбежать" - свидетельствует о том, что здесь нет ни истинного обращения, ни истинного покаяния . Церковь это не "консенсус", не "совпадение позиций и интересов". Церковь - это жизнь во Святом Духе, единство по образу бытия Пресвятой Троицы, единство Тела, множество членов которого живут одной и той же жизнью . И с каким бы сочувствием не относилась церковная иерархия к своим отделившимся собратьям, как бы не желала она вновь обрести общение с теми, кто в силу каких-либо причин оказал-ся вне общения с полнотой Церкви - радикально изменить ситуацию может лишь тот, к кому обращено это сочувствие. Если бы обретение церковного единства было бы возможно через какие-то внешние деяния, тогда бы позиция Украинской Православной Церкви действительно была бы деструктивной. Но ведь дело не в том, что наш Предстоятель и епископат "обиделись" на Филарета и ждут теперь "сатисфакции" в виде его отставки и "публичного унижения" тех, кто находился с ним в общении молитв. Это чисто политическое видение проблемы и тот, кто его обнаруживает, не понимает самих основ православного учения о Церкви .

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по теме

Разрушение Иерусалима
Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинс ...