ОТВЕТНОЕ СЛОВО А. И. ВВЕДЕНСКОГО
Страница 6

Граждане, я бы па этом и закончил. Я не хочу употреблять пафоса и патетики для того, чтобы мпе пе говорили, что я высококвалифицированный религиозный гипнотизер. Я постараюсь кончить возможно скромнее, хотя бы и в ущерб самому себе. Истина бывает ярка и без пышных фраз. Кончаю на манер «пророка»; Анатолий Васильевич выступал ведь в качестве пророка в отношении меня; он говорил: вероятно, Введенский то–то и то–то скажет, а я предположу, что Луначарский то–то и то–то скажет. Если я ошибусь — errare hunianum est*.

человеку свойственно ошибаться (лат.) — Ред.

Мне скажут, что это все верно; но ведь религия — это опиум, дурман, сивуха (для тех, кто не знает латинского языка, пришлось перевести так неточно па русский язык, из–за отсутствия классического воспитания, опиум—сивухой). Скажут опиум — и человек ошарашен. А вот мне крымский профессор советовал на первом же антирелигиозном диспуте — авторство этой мысли не мое, а крымского профессора — напомнить о той роли, которую опиум играет в медицине. Он мне советовал процитировать фразу Сиденгама, английского врача, давно жившего, но с мирокым именем, который буквально скааал: <«оли бы пе было опиума — я бы не хотел быть врачом». Опиум исцеляет от некоторых психических заболеваний. Так, Бехтерев лечил опиумом меланхолию. Во всяком случае, опиум уменьшает боль в жизни, и с этой точки зрения опиум для пас сокровище, которое дают нам по каплям. Я представил бы себе, что для атеиста, буде у пего был бы широкий человеческий, а но атеистпчоскпй сектантский, фанатический подход к воре, я бы полагал, что для такого широкого атеиста религия все же должна была бы быть некоторой ценностью, хотя бы из порядка опиатов, ибо сколько слез она осушила, сколько ран она исцелила, сколько, выражаясь языком евангелия, «сломанных тростников по доломила». Но для нас, верующих, вера не только опиум от страданий, но и жизнь.

Если вы будете утверждать, что религия скрывает от пас паши истинные задачи, что религия заставляет нас заниматься doice far niente — сладостным ничегонеделанием, я—я скажу, что вы не правы, ибо если есть буддизм, если есть восточный квиетизм и фатализм, то есть действенное христианство, ц несмотря на реабилитацию Толстого Луначарским, еще раз говорю: ничего общего с Толстым но имеющее христианство активное, вплоть до бича и легионов ангелов, христианство как борьба с мировым злом, борьба ;ia социальную правду жизни, но с богом, но с мпровой правдой, но с мировой красотой, с мировым солнцем религии, которое не померкнет потому, что у вас недостаточно ярок огонь вашей сообразительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другое по теме

Архиепископ Афинский Блаженнейший Иероним (Коцонис) (1967 —1973)
Родился на острове Тинос в 1905 году в семье моряка. Воспитывался своей благочестивой матерью, которая, оставшись вдовой (ее муж умер за шесть месяцев до рождения ребенка), всецело посвятила себя сыну. После отличного окончани ...