Иосиф Иакович — умище не скроешь
Страница 1

Иосиф был поздний ребенок. В силу этого Иаков «любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду». Короче, ходил Иосиф, как клоун. Но это его не спасло. Напротив! Братья Иосифа очень сильно ревновали — не нравилось им, что папа Иосифа любит больше, чем их. Иосиф разноцветный ходит, а они в кирзачах! И закончилось все тем, что братья сначала хотели Иосифа убить, но потом прагматично продали в рабство проходящим купцам, караван которых направлялся в Египет.

…Как вам вообще библейские отношения между родственниками? На протяжении всей книги брат брата предает, обманывает, убивает, продает в рабство… И пишет Библия об этом меланхолично-повествовательно, без тени осуждения. Впрочем, в ней и более страшные вещи осуждения не находят, в чем мы не раз убедимся…

Так Иосиф попал в Египет на невольничий рынок, где его у купцов приобрел «египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей». Поскольку ума паренек был необыкновенного, вскоре он стал домоправителем у Потифара. А потом, после долгих перипетий, дорос до второго лица в государстве, став советником фараона.

И однажды фараону приснился сон: «он стоит у реки; и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон».

Тощие коровы, которые сожрали толстых, даже не изменились в размерах, животы у них не раздулись — вот что более всего поразило проснувшегося фараона. А вовсе не то, что травоядные вдруг начали питаться травоядными…

Этим сном дело не кончилось. Следующий сон, который увидел фараон, заключал в себе семь колосьев «тучных и хороших» и семь колосьев «тощих и иссушенных восточным Петром». А затем самым парадоксальным образом «пожрали гощие колосья семь колосьев тучных и полных».

Этими своими снами фараон был сильно смущен, позвал разных толкователей, но лишь один из них истолковал сон, как надо. Это, разумеется, был Иосиф. Он заявил буквально следующее: будет в Египте семь лет тучных, а за ними семь лет голодных. Поэтому необходимо построить огромные зернохранилища и в богатые годы накопить в них запасы зерна, которые потом использовать в голодные годы. А для этого незамедлительно нужно ввести хлебный налог в размере 20 % от урожая.

Так и сделали. За семь плодородных лет скопил Иосиф «хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета». А потом настал голод… И второе лицо в государстве, государственный чиновник Иосиф начал продавать зерно голодающим подданным. Люди несли Иосифу последнее, лишь бы не умереть самим и хоть как-то прокормить детей. А Иосиф ничем не гнушался:

«Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И серебро истощилось в зем-ле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: Пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших…»

И тогда в обмен на хлеб Иосиф скупил и земли египтян, и их самих. То есть попросту обратил в рабство: «И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого».

Как вам этот еврейский бизнес?… В Библии мы не найдем ни намека на осуждение. Напротив, Библия сочувствует подобной оборотистости, поскольку придерживается такой точки зрения: все, что хорошо для богоизбранного народа, какие бы мерзости и зверства он ни творил, то и — зашибись…

Кстати, чуть позже, пользуясь своим высоким положением, Иосиф переманил из голодных хананейских степей своих еврейских родственников и пробил для них через фараона разрешение кочевать по Северному Египту…

Страницы: 1 2

Другое по теме

Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов
Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град Иерусал ...