Ведьмы, еретики и протестанты
Страница 6

Пришло время поставить вопрос: а те, пусть и немногочисленные, процессы в странах, где рожь не была основной сельскохозяйственной культурой, чем все же были вызваны? Только ли исключительно христианской демонологической пропагандой? Посмотрим, как обстояло дело в Скандинавии, где процессов было немного, хотя в последние десятилетия были найдены документы по неизвестным ранее судам, что увеличило оценку количества жертв.

По уточненным на сегодня данным, в Норвегии состоялось около восьмидесяти процессов над ведьмами. По их результатам треть обвиняемых была оправдана. Вся охота на ведьм происходила только в XVII веке, с максимумом в его середине.

Подобная ситуация складывалась и в Финляндии. В 1670 году были назначены специальные комиссии для Упсалы и Хельсинки, шведских провинций Финляндии, которые и продолжили охоту на ведьм, начатую в Швеции. Пол века назад Рассел Хоуп Роббинс в «Энциклопедии колдовства и демонологии» писал: «В целом по Ф. только 50 или 60 обвиняемым вынесли смертные приговоры (но не все они были приведены в исполнение)» . Опять же, пришло время немного подправить эти данные. Как пишет специалист по процессам над ведьмами в Финляндии, профессор Марко Ненонен из университета Тампере, соавтор книги о финских ведьмах «Плата за грех — смерть»: «Обширность процессов над ведьмами в Финляндии стала очевидной только в начале 1990 годов. Поэтому, число обвиняемых, представленное в предыдущих исследованиях не адекватно реальности. Интересно отметить, что, в то время как оценки числа обвиняемых упали во многих странах, в Финляндии, напротив, они стали намного выше чем прежде» .

Книга профессора Ненонена основана на тщательном исследовании 1200 дел суда в Турку и судов низшей инстанции. Процессы над ведьмами начались в Финляндии под давлением нового епископа, назначенного в епархию в середине 1660-ых. Но только для 16 % обвиняемых смертные приговоры в Финляндии были приведены в исполнение, остальные «ведьмы» отделывались штрафами. Большинство осуждений было зафиксировано опять же в XVII веке, в коротком промежутке времени, в 1649–1684 гг.

Но даже со всеми поправками, количество ведьм, сожженных или обезглавленных в Финляндии, не идет ни в какое сравнение с числом жертв в Германии и Франции; даже с учетом поправки на количество населения.

В том же XVII веке процессы над ведьмами шли в Швеции. При этом там ведьм не пытали, это было против шведских законов (Ненонен). Ведьмы признавались сами. А затем, как пишет тот же Р. Х. Робинс, «Как по волшебству, колдовство исчезло» . Схожий вопрос ставит и профессор Ненонен: «Конечно, остается неясным вопрос: почему большинство судебных процессов произошло в таком коротком промежутке времени?» .

Попробуем поискать ответ на примере Норвегии.

* * *

Процессы над ведьмами начались в Норвегии позже, чем в центральной Европе — только с 1621 года (не считая нетипичных и единичных случаев, как суд в Бергене над «ведьмой» Анне Педерсдоттер, обвиненной в убийстве мужа — епископа в 1590 году). Суды над ведьмами, где обвинялись сразу по многу человек, пошли после того, как в 1617 году в Дании-Норвегии (это было одно объединенное королевство с 1380 г. по 1814 г.) был выпущен закон против колдовства и волшебства. В 1620 году этот закон был обнародован в провинции Финнмарк. Ведьмы не замедлили тут же объявиться.

Первый процесс над ведьмами прошел в центре округа Финнмарк, крепости Vardohus в Вардо, где женщина из Киберга, Мари Йоргенсдот, была допрошена под пыткой 21 января 1621 года. Она утверждала, что сам сатана пришел к ней ночью на Рождество 1620 года и приказал ей проследовать за ним к дому ее соседки Кирсти Соренсдоттер. Подсудимая поклялась служить сатане верой и правдой, за что сатана ее в благодарность покусал между пальцами левой руки, посвящая Мари в ведьмы. Затем Мари пошла к Кирсти, вместе с которой они слетали на Рождественский шабаш сатаны на горе Линдергорн у города Берген в южной Норвегии. Причем Мари завернулась в лисью шкуру, превратилась в лису, и полетела в таком виде. По словам подсудимой, на шабаше сатаны собралось много народу, некоторые из ее деревни, и все они там превратились в кошек, птиц, собак и чудовищ.

С тех пор процессы пошли регулярно, наибольшее количество пришлось на 1652–1653 годы и на 1662–1663 годы. Позже случались лишь редкие единичные суды; последний смертный приговор ведьме был вынесен в 1695 году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Краткий исторический очерк
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - нове ...