Царства Саманидов и Буидов

Тем временем персидский правитель Бухары и Самарканда также объявил о своей независимости от Аббасидов и основал династию Саманидов (годы правления 874 – 999). В 892 году основатель династии Саманидов Исмаил ибн Ахмад (годы правления 874 – 907) захватил столицу Западных Караханидов – Тараз, вынудив их правителя Огулчака перенести столицу в Кашгар. Затем Исмаил ибн Ахмад отвоевал в 903 году у Саффаридов Бактрию, тем самым заcтавив их суровых правителей отступить в центральную часть Ирана.

Саманиды способствовали возвращению традиционной иранской культуры, но оставались политически преданными арабам. Они первыми стали записывать персидский язык с помощью арабской письменности и многое сделали для развития персидской литературы. На пике их правления, при Насре II (годы правления 913 – 942), в Согдиане и Бактрии возобладал мир и высокий уровень культуры.

Саманиды были суннитами, однако Наср II оказывал поддержку шиистскому и исмаилистскому движениям. Кроме того, он был терпим к буддизму, о чем свидетельствует то, что в этот период в столице Саманидов Бухаре по-прежнему изготавливались и продавались резные изображения Будды. Саманиды даже проявляли сочувствие ко всюду преследуемым манихеям, многие из которых нашли приют в Самарканде во время правления Саманидов.

Единственной нежелательной религиозной группой были зороастрийцы, последователи религии, которой придерживался основатель династии Саманидов до перехода в ислам. Большое их сообщество переселилось в Индию, прибыв в Гуджарат морем в 936 году. Здесь они стали известны как парсы. Вскоре после этого преемник Насра II Нух бин Наср (годы правления 943 – 954) стал сурово преследовать последователей исмаилитского течения ислама.

Тем временем халифы Аббасидов в Багдаде становились все слабее. Вскоре после падения Саффаридов в 910 году свою династию основали Буиды, которые стали править большей частью Ирана (годы правления 932 – 1062). Буиды были шиитами и в период своего правления по сути контролировали багдадских халифов. Однако при этом они продолжили поддерживать интерес Аббасидов к иноземным знаниям, особенно к науке. В 970 году группа багдадских ученых, известная как «Братья чистоты» (Ikhwanu's-Safa), опубликовала энциклопедию в пятидесяти томах охватывавшую все области современного знания, включая переводы греческих, персидских и индийских источников.

Другое по теме

ИСТОЧНИКИ "ДОБРОТОЛЮБИЯ"
Рукописи аскетических произведений, вошедших в "Добротолюбие", св. Макарий искал и переписывал в период 1775-1776-х гг. в библиотеках Патмоса, Хиоса и, главным образом, Афона, как об этом сообщает преп. Паисий: " ...