Сиддхартха ГаутамаСтраница 3
Третья “благодарная истина” - пресечение страданий, погашение желаний, точнее – притушение их страстности. Буддизм рекомендует средний путь: избегать крайностей – как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного подавления этого влечения.
Отсутствие, преодоленность страданий обозначается как нирвана (в переводе с санкритского “затухание”, “остывание”) . На этом последователи Будды выстраивали целую философскую теорию. Они не давали в своих текстах определения нирваны, заменяя его многочисленными описаниями и эпитетами, в которых нирвана изображалась как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое.
Четвертая “благодарная истина” - существует путь, который ведет к нирване. Это “восьмизвенная стезя”, восьмиступенчатая программа духовного возвышения:
· Истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды – таков исходный пункт как осознание смысла жизни) ;
· Истинное намерение (принятие этих истин как жизненной программы и отрешение от привязанности к миру; понимание смысла жизни становится внутренне значимым мотивом) ;
· Истинная речь (вышеназванный мотив переходит в определенное решение – воздержание от лжи, преграждение пути словам и словесным ориентирам, не относящимся к обозначенной выше нравственной цели – отрешению от мира) ;
· Истинные поступки (решение реализуется в поступках – ненасилие, не нанесение вреда живому) ;
· Истинный образ жизни (развертывание истинных поступков в линию поведения, поступки образуют единую цепь) ;
· Истинное усилие (бодрствование и бдительность, т.к. дурные мысли имеют свойство возвращаться; отражение в сознании осуществленных поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей) ;
· Истинное памятование (праведная мысль – постоянно помнить о том, что все преходяще; нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни) ;
· Истинное сосредоточение (духовное само погружение отрешившегося от мира человека; выход за границы самой морали как “свидетельство” осуществления “смысла жизни”) . Последнее, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии:
· Экстаз (чистая радость) , вызванный уединением и ограничением связей с миром, чисто созерцательным отношением к нему;
· Радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса;
· Освобождение от радости (экстаза) вместе с сознанием освобождения всех ощущений телесности и душевных волнений;
· Совершенная невозмутимость, состоящая в полном безразличии ко всему;
Такова универсальная этическая схема буддизма. В ней “благородные истины” выступают как “добродетели” доступные каждому. Нравственная судьба каждого человека полностью подконтрольна ему самому, и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок. Чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, человек должен победить самого себя!
“Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя”.
Другое по теме
Гонение со стороны иудеев
Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным
же образом предводители священства, верили, что после Его смерти ученики
рассеются, а “новая ересь” исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было
настроение не ...